СОВЕСТЬ — способность человека,
критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое
несоответствие должному как собственное несовершенство. -
С культурно-исторической т.з. идея и понятие С. складываются
в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха
(перед авторитетом, наказанием) и стыда (в к-ром также отражается осознание
человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается
автономной — не ориентированной на самосохранение и благополучие индивида, на
принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве
нравственного регулятива С. возвышается над разного рода благоразумными или
конъюнктурными само-предостережениями и ориентирует на исполнение совершенства
и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших
и обшезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.
С. исторически коренится в стыде и родственна ему; однако
уже ранние попытки осознания опыта, к-рый впоследствии получит название
«совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить
как нечто особенное «стыд перед самим собой». Это нашло одно из первых из
известных нам выражений в наставлении Демокрита: «Должно стыдиться самого себя
столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно
никому неизвестным или о нем узнают все» (Стобей, IV,5,46).
Так же и Сократ, требуя от каждого не скрывать, а «выставлять на свет»
совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить
прежде всего самого себя» («Горгий», 480с-d), представляет
как бы экстериоризированный вариант того контрольного механизма, к-рый получит
название С. В др.-греч. мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте»
Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса» (Or. 396). Соответствующее греч. слово suneidhsiV (<sun — со + eidon — узнать, уразуметь) восходит к
глаголу suneidenai, использовавшемуся,
в частности, в классической драме в выражениях, указывавших на ответственность
человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Так же и лат.
слово conscientia (представляющее
собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только
сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках
или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные.
У поздних стоиков и Цицерона (особенно в «Тускуланских беседах») предметом С.
человека является чистота его собственной добродетели.
Согласно традиции христианского учения, С. как «Божия сила»
и глубочайшая сущность человека раскрывается в полной мере благодаря откровению
Христа. В христианстве С. трактуется как показатель нравственной обязанности
(Рим. 2:15) — в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе
с тем ап. Павел говорит о С. как ценностном сознании вообще и тем самым
признает, что у придерживающихся разной веры и С. различна (1 Кор. 8:7,10), а
потому С. нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря
вере и любви. В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный
закон, «глас Божий»; муки С. воспринимаются как выражение внутреннего разлада,
а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак
совестливости (Августин).
В средневековой лит-ре углубление анализа феномена С. было
опосредовано появлением особого термина — «synderesis» и
формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. «conscientia» понятия. Этот термин впервые встречается в
комментариях Св. Иеронима на Книгу пророка Иезекии-ля, в к-рых он указывал на
необходимость добавления к трем платоновским частям души (разумной, яростной и
вожделеющей) еще одной, а именно той, к-рая заставляет человека чувствовать
свою вину и мучиться от совершенного греха (Hier. Com. in Ezech. 1.1). В схоластической философии посредством этого
понятия (synderesis) обозначается повелевающая сила
души, внутреннее знание принципов, в отличие от «закона разума» (lex rationis),
внушенных человеку Богом. C.-synderesis трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения
о правильности действий с т.з. «изначальной правильности», чувство к-рой
сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли
к совершению правильных действий, в то время как C.-conscientia — это способность
человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие) (Bonav. Breviloquium. 2.11). При этом
гносеологический статус этих способностей трактовался различно. Напр., Фома
Аквинский рассматривал и synderesis, и consci-entia как
интеллектуальные способности души, но synderesis — это
своего рода практический разум, благодаря к-рому раскрывается правильность и
неправильность действий (подобно тому, как в теоретическом познании из принятых
аксиом делаются частные суждения). Св. Бонавентура различал conscientia и synderesis как
способности суждения и воления: Бог заложил в человеческой природе двойное
правило: одно — для правильного суждения (и это стандарт для conscientia),
другое — для правильного воления (и это стандарт для synderesis).
C.-synderesis призвана
удерживать человека от зла и направлять его к добру, благодаря ей универсальный
практический закон применяется к конкретным действиям. Наиболее пространный
анализ этого различия был предпринят Дунсом Скотом, к-рый в полемике с
БонавентуроЙ предположил, что и synderesis, и conscientia относятся к практическому
разуму; при этом первая ответственна за определение оснований практических
суждений, последняя же — за их выводы. Эта полемика выявила различные функции
С; шире — морального сознания: осознание ценностей как общих оснований
поведения и оценка конкретных действий, в к-рых принятые ценности утверждаются
или попираются, т.е. соотнесение конкретных действий с ценностями.
Различие между conscientia и synderesis отчасти
сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. В косвенной форме
оно отразилось в ранне-просветительских дискуссиях о роли разума и чувства в
морали (см. Интеллектуализм этический, Сентиментализм этический). Во
многих новоевропейских учениях С. представляется как познавательно-моральная
сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать
оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо,
намеренно определенное в отношении добра. У И.Канта С. обозначает практический
разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие
этой линии в анализе феномена С. естественно вело в рамках новоевропейского
философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во
многих языках слово «С.» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание»,
«знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций.
Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «С».
В наиболее общем плане С. трактуется как «внутренний голос»;
различия касаются понимания источника этого «голоса», к-рый воспринимается как
не зависимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как «другое
Я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С.
1. С. — это обобщенный и интериоризиро-ванный голос значимых других или
культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво. В этом ключе С.
может трактоваться как специфическая форма стыда; таково сверх-Я З.Фрейда.
Соотнесение с Другим (другими) оказывается для индивида единственно возможным
средством самопознания; в самосознании отражается интерсубъективность (Ж.П.Сартр).
В архаичной зависимости индивида от первобытного сообщества как субъекта опеки
и защиты видел один из источников С. Ф.Ницше — наряду с первобытным ужасом и
обязанностью перед родоначальниками-предками, трансформировавшимися в страх
перед богами; еще один источник С. Ницше усматривал и в древнейших договорных
отношениях, и в страхе перед неминуемым жестоким и болезненным наказанием за их
несоблюдение. В романтически-рафинированных новоевропейских кон-тракторных
(общественно-договорных) теориях морали С. истолковывается как голос разума,
связанного взятыми обязательствами, нарушение к-рых воспринимается как
несправедливость (Т.Гоббс). С ком-мунитарной т.з. содержание С. составляет
«общепринятая нравственность» народа или принятая в данной среде, и С. считается
внушаемой индивиду воспитанием и примером, похвалой и порицанием. В крайней
форме положение о внешней обусловленности С. обнаруживается в выводе о том, что
С. есть функция от политических воззрений или социального положения индивида
(К.Маркс). 2. С. выражает чувство несогласия человека с самим собой (ДжЛокк) и
тем самым представляет собой одно из удостоверений лич-ностности и
самосознательности человека (Дж.Батлер, ГЛейбниц); тем самым может
предполагаться, что сама по себе самосознательность (или рефлективность)
является признаком моральности человека. Будучи совестливым, человек независим
от авторитарного, корпоративного или коммунального давления; совестливый — это
вырвавший себя из окружения, находящийся «наедине с собой», прислушивающийся к самому
себе. Близко этому С. трактуется как голос беспристрастной (см. Беспристрастность)
рациональной личности (Дж.Ролз). 3. С. не только метафорически, но и по
существу трактуется как «голос иного»; «устами С.» как бы говорит Всеобщий
закон, высшая Истина. С. — это голос («зов») трансцендентных сил:
ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк),
присутствия-Dasein (М.Хайдеггер).
Эти установки не исключают полностью друг друга. В первой — акцентируется
внимание на механизмах исторического и индивидуального развития С; на ранних
стадиях становления личности, а также у ком-мунитарно ориентированной и
экстравертной личности С. проявляется как «голос» значимого окружения
(референтной группы), как повеление некоего авторитета и соответственно
обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а
также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям
значимых других. В двух других установках внимание акцентируется на
феноменологии менее и более зрелой С. Как форма морального самосознания и
самоконтроля, С. выражает осознание человеком неисполненное™ долга,
несвершенности добра; в этом отношении С. сопряжена с чувствами ответственности
и долга, а также в не меньшей степени — способностями быть ответственным
и исполнять свой долг. Укоры С. указывают человеку на его отчужденность от
идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии
совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании
содержания С. и той роли, к-рую она играет в нравственной жизни человека. С.
может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная С. предстает
укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше),
критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Однако и в своей
негативности С. может трактоваться иначе: в наиболее общем, метафизическом
плане голос С. самим фактом своего призыва свидетельствует человеку о
неподлинности, неаутентичности его существования, «не-по-себе его бытия». Как
позитивная С, в отличие от расхожих представлений о ней, предстает еще и
зовущей, побуждающей к заботе (см. Забота о себе) и «решимости»
(Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание
ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается
человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего
освобождения личности. Перфекционист-ская доминанта С. в индивидуальном
нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании
человека, при к-ром он оказывается определенным именно в отношении нравственно
лучшего. Неспособность человека ориентировать себя на совершенное и духовно
высшее может вести к искажению или разрушению «совестного акта» путем:
а) его вытеснения или сведения к само-ограничению,
б) тривиализации С. — наполнения ее повседневным, рутинным
содержанием, в) интеллектуализации С. — подмены ее критериями здравого смысла и
житейского опыта (И.А.Ильин).
Выражения «спокойная С.» или «чистая С.» в обычной речи обозначают
осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих
возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь
идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна
в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая С.» удостоверяет
сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие
предъявляемым извне требованиям. Такая «чистая С.» вызывает чувство
благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения
авторитету. В этом отношении «чистая С.» есть следствие покорности и
зависимости и, стало быть, порочности, с т.з. автономной и гуманистической
морали (Э.Фромм). Во-вторых, сознание «чистой С.» может выражать амбицию
человека на достигну-тость совершенства, на внутреннюю цельность и полноту. Как
желание одобрения со стороны других недостойно, так и состояние «чистой»,
«успокоившейся» С. выражает самодовольное (или лицемерное) сознание, к-рое
противоречиво: в своей претензии на внутреннюю возвышенность и полноту оно
остается единичным (Г.В.Ф.Гегель). В конечном счете это — бессовестность,
понимаемая как не отсутствие С, а склонность не обращать внимания на ее
суждения (Кант). В-третьих, наоборот, муки С. знаменуют неприятие человеком себя.
В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное
сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать
впредь того, что будет достойно сожаления. Сознание собственного бессилия,
вины, презрение к себе и осознанное принятие наказания, искупляюще-го вину, —
суть признаки добродетели как (по Канту) стойкости человека в исполнении своего
долга.
Выражение «свобода С.» обозначает право человека на
независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои
убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода С.» означает
свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно
этическом смысле слова С. не может быть иной, как свободной, совестный акт есть
проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном
своем выражении — ничем иным, как жизнью по С.
Л и т.: Бердяев Н.А. О
назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 149-155; Гегель Г. Дух
христианства и его судьба // Гс-гсльГ. Философия религии. Т. 1. М.: Мысль,
1975. С. 114—115; Дробницкий О.Г. Проблема совести в моральной философии
// Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977; Ильин И.А. Путь
духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
С.178-198; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т.4 (2). М.:
Мысль, 1965. С. 335-336; Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в
2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 438-470; Фромм Э. Человек для самого себя
// Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993; Хайдеггер М. Бытие
и время.' М.: Ad Marginem, 1997. С. 266-301; Butler J. Five Sermons.
Indianapolis: Hackett Publ.Co.,1983; Stoker H.G. Das Gewissen:
Erscheinungsformen und Theorien. Bonn: F.Cohen, 1925.
P. Г. Апресян
ЭТИКА В РОССИИ. Развитие в России Э.
как самостоятельной философской дисциплины в значительной степени было
обусловлено «панморализмом» как действенным и творческим истоком рус.
философствования (В.В.Зеньковский). При основной этической доминанте рус.
философствования и нравственной интенции рус. мировоззрения в целом «цельных
систем нравственности встречается здесь весьма немного» (ЭЛ.Радлов).
Появлению систематической Э. предшествует ряд этапов: а)
«нравоучительный» период (11-18 вв.), представленный сборниками изречений,
«Посланиями», «Поучениями», «Словами» и т.п., а также нравоучительными
«опытами» и «трактатами»; б) период «нравственного богословствования» (с нач.
18 в.), когда созданный Феофаном Прокоповичем курс «нравственного богословия»
входит отдельной дисциплиной в программу Киевской и Московской академий и
Троицкой семинарии; в) период «морального философствования» (пер. пол. 19 в.),
осуществляемого в рамках литературной критики, публицистики, педагогики,
историософских, антропологических, эстетических построений. В данном случае речь
может идти не об «этических учениях», а об «этических взглядах, воззрениях» тех
или иных мыслителей (славянофилов, революционных демократов, народников и
т.д.); г) период «сравнительного изучения» нравственности в соотношении с
правом в рамках рус. философии права {втор. пол. 19 в.: Б.Н.Чичерин,
Н.М.Коркунов, В.Г.Щеглов, Л.И.Петражицкий и др.); учение о нравственности
рассматривается здесь гл.о. со стороны его отличия от права и не излагается в
полном объеме; д) период систематического исследования отдельных этических
вопросов (кон. 19 — нач. 20 в.): о свободе воли (Антоний Храповицкий,
П.Е.Астафьев, К.Д.Кавелин, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Грот и др.); о смысле жизни
(А.И.Введенский, Н.И.Кареев, Л.МЛопатин и др.); о высшем благе (Н.Г.Дебольский
и др.).
Одной из причин несамостоятельности и несистематичности Э. в
России явилось то, что Э. не входила как отдельный предмет в состав
университетского образования (вплоть до
70-х гг. 20 в.). Не случайно первые опыты систематизации нравственных
знаний появляются в рамках «нравственного богословия» (прот, П.Солярский, 1875;
прот. И.Янышев, 1887), во многом благодаря тому, что курс богословия
нравственного читался в качестве самостоятельной дисциплины в духовных
академиях России.
В числе немногих нравственно-философских работ, появившихся
в России в 19 в., претендующих на систематическое обоснование предмета Э.,
можно выделить только «Задачи этики» (1885) Кавелина и «Принципы этики» (1890)
Д.П.Львова. Однако первым опытом систематического и совершенно самостоятельного
рассмотрения основных начал нравственной философии принято считать «Оправдание
добра» В.С.Соловьева, вышедшее отдельной книгой в 1897 (см. рецензию Грота
в «Вопросах философии и психологии». 1897. №1 (36). Более того, Радлов даже
считает эту работу «единственной законченной системой этики на русском языке».
Появлению данного сочинения сопутствовало пробуждение в рус.
культуре интереса к философской этике, в первую очередь к этике И.Канта. По
словам прот. Г. Флоровского, «для 90-х гг. характерны кантианские мотивы,
идеология императивов и долга, пафос морального благородства. «Назад к Канту» у
нас начали возвращаться сперва в области нравственной философии» (Пути русского
богословия. Вильнюс, 1991. С. 453). С наибольшей силой кантовские мотивы в
этике выразил Лопатин, очертивший основной круг проблем рус. религиозной эти
ко-философской мысли 19 в. в духе кантовского этического идеализма (см. «Теоретические
основы сознательной нравственной жизни», 1890). Вслед за этим этический
идеализм применительно к философии права обосновывает П.И.Новгородцев,
закладывая тем самым традицию рус. школы «нравственной философии естественного
права» (см. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права// Проблемы
идеализма (1902).
«Оправдание добра» кладет начало религиозно-философской
традиции в Э., ориентированной на метафизическое обоснование абсолютного смысла
и всеединства добра. В силу известных причин это направление получает свое
преимущественное развитие в Э. рус. зарубежья (20—40-е гг. 20 в.). Наиболее
крупными достижениями этой традиции стали работы Н.ОЛосского «Условия
абсолютного добра: Основы этики» (1949) и С.Л.Франка «Свет во тьме. Опыт
христианской этики и социологии» (1949), усилившие мотив теономии добра. Наряду
с этим в недрах самой традиции «оправдания абсолютного смысла добра»
формируется определенная контртрадиция, склоняющаяся к экзистенциальной Э.
жизни (Л.Шестов, НА.Бердяев), к личностному, психологически и жизненно
достоверному «оправданию добра» (И.А.Иль-ин, Б.П.Вышеславцев). Эта
контртрадиция во многом складывается в полемике с кантовской «этикой долга»,
противопоставляя ей творческую этику «благодати» и «поющего сердца».
Характерно, однако, что оба направления возводят свои этические построения к
нравственным интуициям Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
Параллельно с религиозно-философской традицией в Э. с нач.
20 в. возникает и развивается марксистская этическая традиция, выступающая
первоначально, по словам Флоровского, в виде «онтологической» антитезы
моралистическому мировоззрению. Отсюда исходное скептическое отношение рус.
марксистов к самим терминам «мораль» и «Э.»; критика морали как фетишистской
формы сознания, подлежащей преодолению при социализме (А.А.Богданов,
Н.И.Бухарин); понимание морали как простых правил целесообразности
(Е.Преображенский); оправдание морали интересами построения коммунизма
(В.И.Ленин) и требованиями классовой борьбы, политической целесообразности
(ЛД.Троцкий; см. «Их мораль и наша»). Такой подход не давал возможности
построения Э. как самостоятельной области философского знания. Вместо этого в
партийных кругах предпринимаются попытки создания внутрипартийного кодекса
коммунистической морали (партэтики, 1925). В целом же господствующим
направлением 30—50-х гг. становится «декларативно-дидактический» подход к
освещению вопросов коммунистической нравственности, прежде всего в их
воспитательно-прикладном значении. Этот период завершается созданием «теории
коммунистической морали» (1955), подготовившей разработку и принятие XXII съездом КПСС морального кодекса
строителя коммунизма (1961).
Преддверием систематического обоснования предмета
марксистской этики, открывающим период советской Э. 60—80-х гг., становится
дискуссия о сущности, системе и классификации этических категорий, развернутая
на волне общественной «легитимизации» морали как самостоятельной сферы
культуры, включающей в себя общечеловеческие ценности (1961-1965). В эти же
годы издаются первый в истории советской Э. учебник для вузов (Шишкин А.Ф.
Основы марксистской этики, 1961), первая хрестоматия (Хрестоматия по марксистской
этике. Сост. В.Т.Ефимов, 1961), первая собственно этическая монография
(Архангельский Л.М. Категории марксистской этики, 1963), первый этический
словарь (Краткий словарь по этике. Под общ. ред. И.С. Кона и О.Г. Дробницкого,
1965), наконец, первая и фактически единственная, своего рода диссидентская
книга по этике (Мильнер-Иринин Я.А. «Этика, или Принципы истинной
человечности», 1963, причем на правах рукописи — 60 экз.), подвергнутая
резкой критике за «абстрактный формализм и морализирование».
Развитие советской Э. можно рассматривать в целом как
коллективный процесс достижения конкретно-теоретического знания о морали через
установление определенных взаимосвязей и приоритетов между принципами
формально-теоретических (метаэтических) и эмпирических, этикоприкладных
исследований. Этот процесс проходил в условиях внешнего высокомерия по
отношению к классической аристотелевско-кантовской традиции и отрицания
современной западной этической мысли. Это определило своеобразие советской
этики 60—80-х гг., ее замкнутость в круге собственных проблем, ее специфический
«формализм» и столь же специфический «эмпиризм». С одной стороны, это
выразилось, в частности, в неявном, социально завуалированном обращении к
кан-товским принципам систематизации и формализации этики, в особенности в
вопросах структуры и специфики морали, морального деонтологизма и
универсализма, а с другой — в особого рода «социологизатор-ском утилитаризме»
(прежде всего, в вопросах обоснования природы морали и прикладной этики, напр.,
проблемы руководства и управления нравственными процессами). Период с сер. 60-х
по сер. 70-х гг. характеризуется в целом приоритетом теоретических,
формально-логических исследований. Определяющими становятся здесь проблемы
категорий, предмета и системы этики, специфики и структуры, сущности и функций
морали (см. работы С.ФАнисимова, Л.МАрхангельского, В.Т.Ефимова, ААТусейнова,
Н.В.Рыбаковой, К А. Шварцман и др.). Несомненным достижением этого периода,
бесспорно, является книга О.ГДробницкого «Понятие морали» (1974), давшая
образец системного историко-логического обоснования предмета Э. на базе истории
этической мысли и современной зарубежной Э., рассматриваемой в
умеренно-критическом свете. Своеобразным синтезом «формализма» и «эмпиризма» в
Э. стало появление «нормативного структурализма»^ концептуально оформленного в
книге А.И.Титаренко «Структуры нравственного сознания» (1974).
К сер. 70-х гг. происходит смещение исследовательских
приоритетов в сторону этико-гуманистичес-кой, морально-практической и
прикладной проблематики. Проводятся этические исследования личности и поведения
(см.: Структура морали и личность, 1977; Личность: этические проблемы, 1979;
Моральный выбор, 1980; Нравственные проблемы развития личности, 1982 и др.),
нравственного сознания и познания в морали (Г.Н.Гумницкий, ВА.Блюмкин,
Л.В.Коновалова, В.П.Кобляков, Б.О.Николаичев, ВАЛитов, Ф.Н.Щербак); а также прикладной
этики, в особенности в социально-управленческом плане: выдвигается идея
«этоники», как науки руководства и управления нравственными процессами
(В.И.Бак-штановский, В.ХТанжин, Ю.В.Согомонов и др., см. также: Научное
управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования, 1980;
Прикладная этика и управление нравственным воспитанием, 1980 и др.).
С нач. 80-х гг. возобновляется дискуссия о предмете Э., на
этот раз на почве возможного «отпочкования» от этики самостоятельной,
конкретно-научной области знания — «моралеведения», или «этосологии» (учение о
нравах и нравственности). Дискуссия была инициирована полемической статьей
Ефимова «Этика и моралеведение» (Вопросы философии. 1982. № 2) и выявила
широкий спектр т.з. на проблемы и перспективы развития Э., свидетельствующих о
намечающемся плюрализме идей в советской этической науке сер. 80-х гг.
(итоговый обзор «Этика: панорама идей» см. в: Вопросы философии. 1984. № 6).
Своеобразным подведением итогов поиска конкретно-теоретического концепта морали
стала коллективная монография «Что такое мораль» (1988), в к-рой нашли свое
выражение основные типологические подходы к пониманию морали, функционирующие в
советской этике. Несмотря на определенную централизацию гуманитарной науки в
СССР, исследовательские этические центры и школы активно функционировали в
60—80-х гг. не только в РСФСР (Москве, Ленинграде, Тюмени, Тамбове), но и в
ряде союзных республик (Белоруссии, Украине, Грузии, Азербайджане). В Литве
было создано Литовское общество этической культуры «Этос», издавался (с 1977)
ежегодник «Этикос этюдай» («Этические этюды»), был выпущен биобиблиографический
справочник по советской этике за период с 1976 по 198S г. (ВЛСямайтис) и т.д.
К кон. 80-х гг. формально-логический и
социально-исторический уровни систематизации этики были исчерпаны; назрела
необходимость более широкого понимания морали как духовного базиса культуры. И
хотя в советской этике такой подход был принципиально затруднен в силу разрыва
традиций между религиозно-нравственной и марксистской этической мыслью,
появляется ряд работ, в к-рых предпринимаются усилия по переосмыслению
содержания морали и предмета этического исследования (Ю.Н .Давыдов, ЕЛДубко,
Н.Д.Зотов, А.П.Скрипник, В.П.Фетисов, В.Н.Шердаков). Отсутствие исследований в
области религиозной этики и экзистенциальной этики жизни лишь отчасти
компенсировалось проблемами, поднятыми в советской лит-ре и в
морально-художественной публицистике. Положение меняется с начала 90-х гг.,
ознаменовавшихся «возвращением» в Россию религиозно-философской Э. и
определивших феномен российской этической мысли 90-х гг. Преддверием этого
периода можно считать появление ежегодников «Этическая мысль:
научно-публицистические чтения» (1988, 1990,1991).
Российская этика 90-х гг. характеризуется в целом
сопряжением различных этико-философских традиций. К ее новациям следует
отнести: все возрастающую открытость многообразию духовных и интеллектуальных
традиций в этике (Р.ГАпресян, ГУссйнов, Л.В.Максимов, ЕД.Мелешко, В.Н.Назаров,
О.С.Со-ина, Ю.М.Федоров); разработку и обоснование этики ненасилия в ее
фундаментальном (религиозно-философском) и прикладном аспектах (см.: Ненасилие:
философия, этика, политика, 1993; Опыт ненасилия в XX столетии, 1995), а также этики прав человека (Э.Ю.Соловьев,
см. также: Этика прав человека, 1994); освоение проблем прикладной этики,
прежде всего биоэтики (А.Я.Иванюшкин, Коновалова, П.Д.Лищенко, Б.Г.Юдин,
др.) и этики бизнеса (Бакштановский, Согомонов, П.Н.Шихирев).
Лит.: Гусейнов АЛ. Нравственные
альтернативы перестройки // Гусейнов А.А. Язык и совесть. М.: ИФРАН, 1996; Жямайтис
В. Основные исследовательские центры этики в СССР // Эгикос этюдай
(Этические этюды). [Вильнюс] 1981. Вып. 5; Культура, нравственность, личность;
Марксистская этическая мысль в СССР. М.; Наука, 1989; Очерки этической мысли в
России конца XIX— начала XX века.
М.: Наука, 1985; РаддовЭ.Л. Очерк истории русской философии //
Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.П., Шпет Г.Г. Очерки истории русской
философии. Свердловск; Иэд-во Уральского ун-та, 1991; Русская философия права:
философия веры и нравственности (антология). СПб.: АлетеЙя, 1997; Смысл жизни в
русской философии: Конец ХГХ — начало XX века. СПб.: Наука, 1995; ХарчевА.Г., Яковлев БД. Очерки
истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л.: Наука, 1972; Очерки истории
русской этической мысли. М.: Наука, 1976; Хар-нев А.Г., Яковлев БД,
Архангельский Л.М. Этика // История философии в СССР. М.: Наука, 1985. Т. 5. Кн. 1; Ehbm P. Die philosophische Ethik
in der Sowjetunion: Analyse und Diskussion. Munchen: Anton Pustet, 1972.
В.Н.Назаров
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА (гр. oikoV — дом, родина + -логия) —
направление междисциплинарных исследований, предметом к-рых являются нравственные
и духовные аспекты отношений человека (общества) к природе. В англоязычной и
североевропейской лит-ре Э.э., или энвайронментальная (< англ. environment -окружение) этика —
набирающее силу направление философско-этических исследований, ориентирующее на
пересмотр ценностных основ западной цивилизации в направлении целостного
развития человека и органичности его жизнедеятельности на Земле.
В рамках преобладающего естественно-научного сознания
техногенной цивилизации создается множество прикладных этик, имеющих целью
нравственно ограничить грубые формы эксплуатации природы {этические проблемы
науки и техники, демилитаризации и т.д., кодекс природопользования,
экологические императивы), предлагается расширение утилитаристских концепций
(потребности будущих поколений, сохранение биологического разнообразия как
ресурсов многоцелевого использования в будущем и т.п.). Теоретическая критика
предложенных идей указывает на антропоцентристекий характер такой «вторичной»
этики. Атропоцентризм — это понимание человеческих существ как причины
существования данного мира (мир «для людей») или как меры всех ценностей, и по
мнению представителей «первичной» (энвайронментальной) этики, именно он
является главным источником деградации биосферы и нашей собственной природы.
Разгоревшийся в Э.э. спор — является ли невежественное высокомерие человека
иудео-христианским по происхождению или греко-античным или еще более древним —
остается открытым. В рамках этого спора появилась христианская теория
ответственного управления животными со стороны человека. К вариантам
антропоцентрист-ских концепций относится и социальная экология, предлагающая
снижение творческой силы естественной эволюции в пользу определяемых культурой
(«второй природой») целей создания гармоничных социальных отношений,
экологически ориентированного, неиерархического, органического родового
общества, восстанавливающего взаимодополнительные отношения с нечеловеческим
миром.
Трагический опыт 20 в. свидетельствует, по мнению
представителей Э.э., о неэффективности призывов возвратиться к традиционной
нравственности и о необходимости поиска более эффективных социальных
инструментов. В экологическом движении появляются мотивы прав животных, затем
растений, земель, океанов и всей планеты. Защита прав различных форм жизни
принимает нормативные формы, во многом аналогичные движению за права различных
групп людей в разные периоды недавней истории (права женщин, цветных людей,
детей и т.п.). Выдвигаются концепции освобождения животных, отказа от
использования животных в науке, для коммерческой и спортивной охоты, для
коммерческого сельскохозяйственного разведения. Обсуждаются проблемы
самоценности различных форм живой природы, а также правовые операциональные и
социопсихологические аспекты их прав, опекунский подход к правам животных и
растений, экстраординарный правовой статус Земли и т.д.
Представители «первичной» Э.э. указывают на неадекватность
языка прав для решения проблемы наших отношений с природным окружением,
поскольку он предполагает антропоморфизацию естественного мира. Неприятие
антропоцентризма, или прямой биоцентризм — общая установка большинства
философов этого очень широкого и пестрого направления, включающего защитников
индивидуальных животных и растений, глубинных экологов, неантропоцен-тристских
холистов, неопрагматиков, экофеминис-тов, даосистов и т.п. Биоцентризм —
это понимание всех живых существ и других частей экосистемы Земли как
обладающих не только ценностью для самих себя (самоценностью — inherent value),
но и внутренней (intrinsic), т.е. независимой от
человеческих интересов, ценностью. Биоцентризм превращает высокомерного «царя
природы» в ответственного гражданина биотического сообщества. Это наиболее
точно отражено в определении блага у ОЛеопольда: хорошо все, способствующее
«сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества».
Предлагаемая Э.э. ценностная переориентация нашего сознания
в духе уважения и любви к Земле и всем ее «детям» резко контрастирует с
преобладающей потребительской установкой современного общества. Остается открытым
вопрос, связана ли необходимая переориентация с появлением новых нравственных
чувств или с обострением чувствительности к всегда существовавшим отношениям с
нашим природным окружением.
Э.э. опирается на метафизические интерпретации
постнеклассической науки (экологии, эволюционной биологии, квантовой физики),
традиции «меньшинства» в западной культуре, а во многом — и на традиции
восточного миропонимания (даосизм, конфуцианство, буддизм, дзэн-буддизм). К
непосредственным предшественникам Э.э. относятся «этика Земли» Леопольда и
этика благоговения перед жизнью А.Швейцера.
Э.э. концентрируется гл.о. вокруг амер. журнала «Environmental Ethics»,
основанного в 1979. На страницах журнала прошло несколько дискуссий,
определивших основные контуры теоретических исследований. Термин
«энвайронментальная этика» был итогом дискуссии о понятии «природа», признанном
слишком широким, чтобы выделить круг обсуждаемых проблем (хотя многие авторы
продолжают его использовать).
Два спорящих на протяжении всей истории существования
философии темперамента — экстраверта и интроверта проявились также в Э.э.
Мыслители интро-вертного типа стремятся обосновать нравственное отношение к
другим формам жизни в рамках единой теоретической концепции (Б.Колликот,
Р.Тейлор, Ю.Харгроув и др.). Такая Э.э сохраняет в фокусе морали благополучие и
социальные связи людей, но также включает в круг нравственной ответственности
благо будущих людей, животных, растений и других — или же всех — составляющих
экосистем или сами экосистемы. Мыслители экстравертного типа настроены на
исследование реально существующих ценностных предпочтений при широком
использовании уже выдвинутых различных теоретических обоснований (К.Стоун,
М.А.Уорен, А.Бреннен, и др.). Согласно плюралистам невозможно создать этику, в к-рой
учитывались бы и люди, и земли, и виды с их разноречивыми требованиями, но
можно работать с различными проблемами по отдельности, используя любые разумные
принципы. Эта позиция перекликается с постмодернистской критикой согласованного
мировоззрения любого типа.
Главным предметом заботы биоцентристов-монистов стала
выработка всеохватывающей теории ценности в качестве метафизической основы
любой Э.э. и базы для решения многочисленных дискуссионных проблем, прежде
всего конкурирующих претензий индивидуализма и холизма. Споры о том,
распространяем ли мы нравственные отношения только на индивидуальных животных
или на всех чувствующих тварей, или на индивидуальные составляющие экосистем
(река, гора) или только на роды и виды и экосистемы в целом, обнаружили знакомые
различия философских темпераментов и оказались отнюдь не невинными в
практическом отношении. Будем ли мы спасать тонущего оленя или не имеем права
мешать грядущему пиру обитателей болотной экосистемы? Видимо, обнаружившаяся
тенденция к теоретическому компромиссу все же имеет крен в сторону
индивидуализма.
Предложение некоторых философов заменить термин
«биоцентризм» термином «экоцентризм» не совсем правомерно, хотя и указывает на
непосредственную связь новой всеобъемлющей теории внутренней ценности с новой
недуалистической экологической парадигмой постнеклассической науки. Образцовое
обоснование этой связи дано в статье «Внутренняя ценность, квантовая теория и
экологическая этика» (Колликот). Эта концепция относится к числу наиболее
развитых и известных монистических теорий в Э.э. Она включает единую метафизику
морали, единое понятие природы морального (как укорененного в моральных
чувствах), единое понятие природы человека (как социального животного,
участвующего вместе с собратьями по творению в эволюционной Одиссее), единую
моральную психологию (как нашу ответственность за других ближних — членов наших
многочисленных разнообразных иерархически упорядоченных сообществ и за сами эти
сообщества). Ее интеллектуальные корни восходят к Д.Юму и А.Смиту, Ч.Дарвину и,
наконец, Леопольду. Концепция предлагает выделение трех основных «семей» в
широком спектре монистических теорий Э.э.: 1) неокантианская семья,
объединенная кантианским критерием принадлежности к сфере морали — способностью
к волевому движению (П.Тейлор, Т.Риган, Р.Аттфилд, Х.Ролстон III);
2) последователи этики Земли Леопольда (Колликот, Э.Вилсон, В.Годфри-Смит и
др.); 3) глубинные экологи (А.Нэсс, У. Фокс, Ф.Метьюз, М.Циммерман и др.).
Глубинная экология (deep ecology) — все более влиятельное течение
в Э.э. Смысл предлагаемого глубинной экологией подхода — в выработке каждым
отчетливой и согласованной системы личных убеждений, осознанной философии,
реально учитывающей нашу фундаментальную природу и экзистенциальную ситуацию.
Этот подход направляет к обретению зрелости и личного сознательного ответа на
извечные философские вопросы о природе человека, природе природы, о нашем месте
и роли в природном мире. Глубинная экология выдвигает общую платформу, или
базисные принципы, как общую теоретическую часть различных личностных
убеждений, опираясь на гипотезу Б.Спинозы о духовном сближении людей по мере
обретения зрелости. К базисным принципам глубинной экологии относятся
следующие: 1) процветание всех форм жизни на Земле ценно само по себе; ценность
мира не зависит от его пользы для человечества; 2) богатство и разнообразие
форм жизни содействуют реализации этих ценностей и, следовательно, ценны сами
по себе; 3) люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие жизни,
исключая случаи удовлетворения жизненно важных потребностей; 4) процветание
человеческой жизни и культуры совместимо только с существенным сокращением
человеческой популяции; такого снижения требует процветание других форм жизни;
5) нынешнее вторжение человека в нечеловеческий мир чрезмерно, и ситуация
быстро ухудшается; 6) необходимо изменить политику и повлиять на базисные
экономические, технологические и идеологические структуры; 7) идеологические
изменения есть гл.о. изменения оценки качества жизни — существование в ситуации
внутренней ценности всей природы, а не приверженность все более высоким
стандартам жизни; 8) те, кто готов принять эти принципы, должны прямо или
косвенно пытаться воплотить их в жизнь.
На самостоятельную роль в Э.э. претендует экофеминистское
направление в Э.э. (К.Уорен, А.Салех, Д.Сликер и др.), подчеркивающее связь
между господством над женщиной и господством над окружающей природой. Согласно
многим экофеминисткам, главным врагом жизни на планете является не
антропоцентризм, а андроцентризм (т.е. «мужецентризм»), С т.з. этого
направления Э.э., более органичное женское сознание и сберегающая жизнь роль
женщины способны изменить наше отношение с природным окружением и позволяют,
считают экофеминистки, разработать адекватную метафизику.
Лит.: Глобальные проблемы и
перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. М.: ИНИОН РАН,
1994; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М,: Прогресс, 1990; К
экологической цивилизации. М.: ИФРАН, 1993; Леопольд О.
Календарь песчаного графства. М.: Мир, 1983; Attfield R. The Ethics of
Environmental Concern. New York: Columbia U.P., 1983; DevallB., Sessions G. Deep
Ecology: Living as if Nature Mattered. Layton, Utah: Gibbs M. Smith, 1985; Environmental
Ethics. \Ы. 1-20. 1979-1999; Fox W. Toward a Transpersonal
Ecology: Developing New Foundations for Environmentalism. Boston, Mass:
Shambhala Publications, 1990; Hargrove E.C. Foundations of Environmental
Ethics. Engtewood Cliffs, New York: Prentice Hall; London: Prentice-Hall
International, 1989; Naess A. Ecology, Community and Lifestyle: Outline
of an Ecosophy. Cambridge: Cambridge U.P., 1989; Rolson fff H. Philosophy
Gone Wild: Essays in Environmental Ethics. Buffalo, NY: Prometheus Books, 1986;
Stone CD. Earth and Other Ethics: The Case for Moral Pluralism. New
York: Harper & Row, 1987; Taylor P. W. Respect for Nature. A Theory
of Environmental Ethics. Princeton, NJ: Princeton U.P., 1986.
В.Е.Ермолаева
Подготовил к публикации:
Ваш брат-человек Марсель из Казани,
мыслитель,
искатель Истины и Смысла Жизни.
«Сверхновый Мировой Порядок, или Истина Освободит Вас»
www.MarsExX.ru/
marsexxхnarod.ru
Добрые, интересные и полезные рассылки на Subscribe.ru Подписывайтесь — и к вам будут приходить добрые мысли! |
|
copyright: везде и всегда свободно используйте эти тексты по совести! © 2003 — 2999 by MarsExX (Marsel ex Xazan)
www.marsexx.ru Пишите письма: marsexxхnarod.ru
Всегда Ваш брат-человек в труде за мир и братство Марсель из Казани |