В работе медицинских центров нам удалось совместить мировые стандарты современной.. Маленькие пациенты могут пройти диспансеризацию за 1-2 дня в детские сады и школы. Так же доступны услуги: оформление медицинских карт в детские учреждения, справки. С целью профилактики заболеваний и наблюдения за состоянием здоровья ребенка представлены годовые программы наблюдения.
|
М. С. ХаритоновЭТИКА АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА И ИНДИЙСКАЯ МЫСЛЬВосточная, прежде всего индийская, мысль сыграла особую роль в формировании этики выдающегося гуманиста нашего века Альберта Швейцера (1875—1965). Можно сказать, что его этическая концепция сложилась на пересечении западной и восточной мысли как попытка преодолеть недостаточность той и другой и наметить путь к синтезу наиболее ценного в каждой. Произведения индийской религиозно-философской литературы А. Швейцер изучал столь же углубленно, как и труды европейских философов. Результатом этого изучения стала написанная в 1935 г. книга «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» 1, фрагменты из которой предлагаются здесь читателю. Книгу эту можно считать дополнением к основному философскому труду А. Швейцера «Культура и этика», опубликованному в 1923 г. и переведенному на русский язык 2. В «Культуре и этике» давался среди прочего сжатый историко-критический обзор и анализ европейской этической мысли от античных времен до начала XX в., причем существенным элементом этого обзора было постоянное сопоставление европейских концепций с восточными, прежде всего индийскими. В «Мировоззрении индийских мыслителей» А. Швейцер дает аналогичный обзор индийских религиозно-философских учений с экскурсами в европейскую философию. О характере книги и полноте охвата может дать представление перечень ее основных глав: «Возникновение идеи миро- и жизнеотрицания в индийской мысли», «Учение упанишад», «Учение санкхья», «Джайнизм», «Будда и его учение», «Поздний буддизм в Индии», «Буддизм в Китае, Тибете и Монголии», «Буддизм в Японии», «Позднебрахманское учение», «Брахманское мировоззрение в книге законов Ману», «Индуизм и мистика бхакти», «Бхагавадгита», «От Бхагавадгиты к новому времени», «Новоиндийская философия». Для публикации отобраны лишь фрагменты, содержащие прямое сопоставление индийских концепций с западными. Исторический обзор Швейцера, как правило, краток, четок, емок, но, главное, весьма целенаправлен. Онтологические или гносеологические проблемы индийской философии интересуют автора не сами по себе, но прежде всего в их отношении к этике. Именно этический поиск ставится во главу угла, ему подчинено все остальное. Близость восточной мысли и западной усматривается в первую очередь здесь; здесь же проходит и линия разграничения. «Любую философию интересует, в сущности, одна великая проблема — как человеку достичь духовного единения с бесконечным бытием», — пишет Швейцер. Существеннейшее различие между индийской и западной философией определяется, считает автор, тем, что первая ищет решения этой проблемы в основном на путях миро- и жизнеотрицания, в то время как вторая — на путях миро- и жизнеутверждения. Различие это отнюдь не абсолютно. Идея миро- и жизнеутверждения, как указывает автор, с самого начала присутствовала (и не могла не присутствовать) в индийской мысли. Не могла не присутствовать, поскольку миро-и жизнеотрицание по сути своей противоречит заложенной в человеке природной воле к жизни и потому неестественно. Последовательное осуществление этой идеи должно было бы привести к прекращению жизни. Этого, однако не происходит, что объясняется неизбежным компромиссом с миро- и жизнеутверждением. Историю развития индийской мысли Швейцер рассматривает как процесс все большего отхода от идей миро- и жизнеотрицания, уступок миро- и жизнеутверждения, а значит, до какой-то степени сближения с мыслью европейской. В то же время и европейской мысли не вовсе чужда была идея миро- и жизнеотрицания. Достаточно напомнить о христианских концепциях царства божия, противопоставленного земной, несовершенной и преходящей жизни, избавление от которой представлялось как благо. В процессе многовекового развития европейской философии миро- и жизнеутверждение, как показывает А. Швейцер, возобладало. Однако и западному мышлению не удалось преодолеть ряд противоречий. Прежде чем их охарактеризовать, необходимо уточнить смысл некоторых употребляемых Швейцером понятий. Автор, ориентируясь на широкого читателя, сознательно отказывается от ряда специальных философских терминов — как индийских, так и европейских. В то же время многим понятиям он дает свои определения, не всегда совпадающие с привычными нам и общепринятыми. Начнем с мировоззрения. «Что такое мировоззрение? — писал Швейцер еще в "Культуре и этике". — Совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человечества и человека в нем» 3. В новой книге определение видоизменяется: «Мировоззрение в конечном счете означает для нас поиск духовного единения с бесконечным бытием». Этой заботы о единстве и цельности Швейцеру не хватало в современном западном мышлении, где, как писал он в «Культуре и этике», все больше «место мировоззрения занимают инстинкты и импульсы действия» 4. Между тем индийская мысль до сих пор, как и в древности, занята «поисками смысла жизни и неизбежно стремится подвести нас к вопросу о смысле нашей неутомимости в практических делах — вопросу, который мы так упорно продолжаем игнорировать» 5. Именно поэтому «миро- и жизнеотрицающему мировоззрению мы не в состоянии противопоставить мировоззрение миро- и жизнеутверждающее» 6, хотя и «чувствуем всю неудовлетворительность и ошибочность идеала бездействия. Инстинктивно мы осознаем, что право на существование имеет не только воля к прогрессу, направленная на духовное совершенствование личности, но и стремление к прогрессу всеобщего и материального» 7. Итак, неудовлетворительны пассивность, безразличие к миру, к устройству материальной, общественной, социальной жизни, порождаемые концепцией миро- и жизнеотрицания. Но неудовлетворительна и активность, забывающая о духовном смысле действий и фактически отказавшаяся от цельного мировоззрения, как его понимает Швейцер. Где выход? Прежде всего необходимо выработать «совершенное» мировоззрение, которое соединило бы в себе этику и мистику. Но что такое мистика? «В мистике осуществляется духовное единение человека с бесконечным бытием», — объясняет Швейцер. Подобное единство может быть результатом миро- и жизнеотрицания, которое заботится лишь о слиянии с «мировым духом», пренебрегая конкретными делами. Такая негативная, пассивная мистика, характерная для индийской философии. Швейцера, однако, не устраивала — прежде всего потому, что она не могла дать основу для реальной жизни. Кроме того, миро- и жизнеотрицание для него несовместимо с этикой, ибо этика предполагает участие в делах мира. В то же время европейская философия, исходящая из миро- и жизнеутверждения, не могла до сих пор обеспечить искомое единство в силу своей «дуалистичности». «Дуалистическими» (в противоположность «монистическим» или «мистико-монистическим», предполагающим, как было отмечено выше, полное слияние человека с универсумом) Швейцер называет концепции, которые исходят из наличия в мире двух основных начал. «Одно — это некая этическая личность, определяющая существование этической цели для всего происходящего в мире; другое — имманентная миру естественная сила, которая проявляется в закономерном ходе происходящего». Иначе говоря, смысл жизни, согласно этому пониманию, не может быть постигнут в слиянии с некой естественной первоосновой бытия, он задается извне сверхъестественной силой. Такое «дуалистическое» мировоззрение Швейцер называет «не отвечающим реальности», «нереальным» (unsachlich) 8. Европейская философия на протяжении многих веков пыталась тем или иным способом преодолеть это несоответствие. Швейцер упоминает в этой связи о концепциях Спинозы, Шеллинга, Гегеля, более подробно — Фихте, у которого бог осуществляет свои этические цели через человека — «ставшее индивидуумом божественное Я». Подобные попытки обосновать «духовное единение человека с бесконечным бытием», не отказываясь от миро- и жизнеутверждения, Швейцер характеризует как приближение к «мистико-монистическому способу мышления». Они могли выглядеть в какой-то мере успешными до середины XIX в., пока их удавалось совместить с удовлетворительным объяснением мира. Но когда это объяснение оказалось недостаточным, наступил кризис философии, прежде всего проявившийся в этике 9. Среди выразителей этого кризиса Швейцер особо выделяет А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. А. Шопенгауэр, по его словам, в поисках выхода предпочел просто отказаться от западного образа мысли в пользу индийского, который рассматривался им как чистое миро- и жизнеотрицание. Стоит привести здесь характеристику этого философа, данную в «Культуре и этике»: «Сострадание Шопенгауэра есть только рассудочное сострадание. Сочувствующее сострадание ему, как и индийским мыслителям, неизвестно. Оно не имеет смысла, как не имеет смысла любое желание и действие в этом мире... Единственным доступным для сострадания действием может быть только стремление раскрыть перед волей к жизни обман, в котором она пребывает, и открыть ей таким образом путь к безмятежности и покою миро- и жизнеотрицания» 10. Ницше в отличие от Шопенгауэра испытал влияние не индийской, а скорее китайской философии. «Этика Ницше представляет собою европейскую форму синтеза учений Ле-цзы и Ян-чжу» 11, — писал Швейцер. «Первоначально Ницше надеялся обосновать высшую мораль жизнеутверждения как развитие воли к жизни, к высшей духовности. Однако при первых же попытках изложения этих идей они принимают несколько иную форму... Человек выполнит задачу своей жизни лишь при условии, если он свободно и абсолютно сознательно будет утверждать все, что в нем есть... в том числе и свое стремление к власти и свои нечистые желания» 12. Итак, европейская этика, считает Швейцер, зашла в тупик. «Запутанность и беспомощность европейской философии», пишет он, связана прежде всего с недостаточным вниманием к основной цели — поиску «правильного духовного отношения к бытию». Этот поиск должен опираться на все самое ценное и жизнеспособное как в индийской, так и в западной мысли. Ни одна из них «не вправе претендовать на исключительную правоту, — не перестает напоминать он, — обе на свой лад недостаточны и несовершенны». От европейской мысли Швейцер берет оптимистический принцип миро- и жизнеутверждения, требующий заботы об устройстве земных дел, улучшения условий жизни, деятельной любви к ближнему, поддержания и сохранения всякой жизни. Впрочем, всякой ли? Тут возникает принципиальная оговорка. Один из самых существенных недостатков западной этики Швейцер видит в том, что она «ограничивается лишь отношениями одного человека с другим и с человеческим обществом». Между тем индийская «монистическая» мысль исходит из идеи единства человека со всем сущим. В одной из упанишад отец, обращаясь к сыну, обосновывает эту идею единства словами, которые на санскрите звучат как «тат твам аси», т. е. «ты есть то» (тат — «это», «то», Брахман, Абсолют; твам — «ты», индивидуальное «я», Атман). Швейцер ссылается на эту формулу. Она для него, несомненно, связана с древнеиндийской заповедью ахимсы — «неубиения», «непричинения зла». Ведь если человек осознает свое единство со всем сущим, он не может причинить вреда ничему живому, не страдая от этого сам. Так на перекрещении индийской и европейской мысли складывается основной этический принцип Швейцера — принцип «благоговения перед жизнью». «Этику, ограничивающуюся только отношением человека к человеку и к обществу, нельзя по-настоящему соединить с мировоззрением... Истинная этика обнимает весь мир. Все этическое восходит к одному основному этическому принципу — принципу высокого сохранения и поддержания жизни. Высокое сохранение собственной жизни, требующее совершенствования, и высокое сохранение другой жизни, требующее самоотверженного сочувствия и помощи, — это и есть этика. То, что мы называем любовью, по сути своей есть благоговение перед жизнью. Все материальные и духовные ценности ценны лишь постольку, поскольку они служат высокому сохранению и поддержанию жизни». Именно этот синтез высокой, ориентированной на совершенствование внутренней духовности и активного, самоотверженного служения другим осуществил Альберт Швейцер на примере собственной жизни. Как бы ни оценивать его этические взгляды 13, следует прежде всего иметь в виду, что они отнюдь не были результатом лишь теоретического анализа других философий, будь то европейская, индийская или китайская. Они явились плодом собственных жизненных исканий и многолетних размышлений, уточнялись и подтверждались в ходе активной, беспримерной деятельности великого гуманиста, полвека лечившего больных в джунглях Габона, неутомимого борца за мир. Эта деятельность достаточно известна читателю 14. И, может быть, полнее всего близость Швейцера к наиболее ценимым им мыслителям как Востока, так и Запада проявлялась именно в этом: он стремился сделать свою жизнь аргументом своей философии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Schweitzer Albert. Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935. Перевод осуществлен по изданию 1965 г., изд-во «Бек», Мюнхен. 2 Швейцер Альберт. Культура и этика. Пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. Общая ред. и предисл. проф. В. А. Карпушина. М., 1973. 3 Культура и этика, с. 78. 4 Там же, с. 90. 5 Там же, с. 89. 6 Там же, с. 90. 7 Там же, с. 89. 8 «Unsachlich» можно перевести как «необъективное», «несущественное», «невещественное» и т. п. Специфическое значение этого слова у Швейцера вполне может быть понято только лишь в контексте его рассуждений. 9 Речь идет не только о революционных переменах в области естественнонаучного знания, обнаруживших недостаточность многих прежних представлений. Швейцер не видит возможности обосновать «правильное духовное отношение к бытию» в рамках лишь познавательных категорий: «Из познания мира нельзя вывести никакой этики». 10 Культура и этика, с. 244. 11 Там же, с. 251. 12 Там же, с. 249. 13 Этическая концепция Швейцера получила дальнейшее развитие в последней его книге «Благоговение перед жизнью» («Ehrfurcht vor dem Leben», 1963), о чем подробнее см. предисловие В. А. Карпушина: Швейцер Альберт. Культура и этика, с. 24—27. 14 На русском языке выходили книги А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» (М., 1965), «Письма из Ламбарене» (М.. 1978), многие статьи. См. также сборник «Альберт Швейцер — великий гуманист XX века. Воспоминания и статьи». М., 1970; Носик В. М. Швейцер (ЖЗЛ). М., 1971; Петрицкий В. А. Этическое учение А. Швейцера. Л., 1971, и другие работы. Подготовил к публикации: 1. МАНИФЕСТ ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ «Жизнь со смыслом, или Куда я зову». 2. К чёрту цивилизацию! Призвание России — демонтаж «си$темы»! 3. «Mein Kopf. Мысли со смыслом!» Дневник живого мыслителя. 4. Сверхновый Мировой Порядок, или Рубизнес для Гениев из России
|