Лев Толстой.
УЧЕНИЕ 12-ти АПОСТОЛОВ
«Учение 12-ти апостолов» есть древняя рукопись, найденная недавно в старинном сборнике. Эта рукопись известна была древним отцам церкви Афанасию, Евсевию и др., которые знали ее и упоминали о ней в своих писаниях, но сама рукопись была затеряна.
В 1883 году митрополит греческий Бриений, живущий в Константинополе, открыл это «учение» в старинной рукописи и напечатал ее.
Учение это есть самое древнее изложение проповедей Иисуса Христа. Оно было написан тогда, когда еще были живы люди, слышавшие самого Христа.
Учение это разделяется на две части: одна старинная, от 1 до 6 главы, а другая, после приписанная, от 6 до последней главы. Последние главы касаются устройства жизни учеников Христа; в первых же пяти записано учение Христа людям, то самое, которое записано в 5, 6 и 7 главах Евангелия Матфея, то, которое Христос говорил с горы всем простым людям для того, чтобы они
узнали это учение и могли спастись им. Это учение есть та самая благая весть, которую Христос завещал ученикам проповедовать народам, та самая, про которую он сказал ученикам (Mp.XVI,15):
«Идите и проповедуйте благую весть всей твари».
В 1883 году митрополит греческий Вриений нашел в Константинополе
в старинном сборнике древних христианских поучений сочинение под названием:
«Учение 12 апостолов», или «Учение Господа, преподанное народам через 12 апостолов».
Об этой книге, почитаемой некоторыми учителями Церкви священною, известно было
до этого только ее заглавие.
Сочинение это содержит в себе самую сущность христианского
учения. Оно передает иными словами и с некоторыми прибавлениями и разъяснениями
те великие истины и поучения, которые изложены в нагорной проповеди Матфея и в
6-й главе Луки. Так, например, в поучении о том, чтобы давать просящему,
прибавлено: «Блажен дающий по заповеди, ибо он свободен от наказания; но горе
принимающему, ибо кто берет, имея нужду, тот прав; неимеющий же нужды даст
отчет, почему и для чего брал». Также есть отсутствующее в Евангелиях
разъяснение о том, что милостыня только тогда милостыня, когда она исходит из
потной руки, то есть когда то, что дается, заработано трудами подающего.
То же еще яснее сказано в гл. 4-й. Там сказано, что христианин
ничего не должен считать своею собственностью и помогать нуждающемуся может
только своим трудом.
Есть еще в этом сочинении не встречающееся в Евангелиях
прекрасное и очень важное поучение о том, как должен относиться христианин к
людям, смотря по их душевному состоянию. «Не имей ненависти ни к кому, —
сказано там, — но одних обличай, за других молись, а иных люби больше души
своей».
Очевидно, совет обличать одних относится к тем, которые
заблуждаются по неведению, по увлечению, к таким, обличение которых может
помочь им вступить на добрый путь. Молиться же советуется о тех, которые глухи
к обличению и увещанию. Это, очевидно, относится к тем, про которых сказано в
Евангелии, что не следует метать бисер перед теми, которые не могут оценить
его. Здесь та же мысль выражена мягче и добрее. Не отворачиваться от таких
людей советует это учение, но молиться о них, т. е. не переставая желать им
истинного блага и всегда быть готовым, в случае их смягчения, прийти на помощь
им. Любить же более души своей, очевидно, относится к тем, которые соединены
одною верою.
Важно и ново тоже в гл. 6-й поучение о том, как отвечать на
обычное возражение против учения Христа людей, не желающих принять его.
«Исполнять, так уже исполнять все», говорят такие возражатели. «Если же
исполнять все, то надо отказаться от жизни, а это невозможно». Ответ на это
возражение такой:
«Берегись того, кто будет совращать тебя с этого пути, так
как он учит тебя не по-Божьи, потому что, если ты можешь понести все иго
Господне [="должен", "долг"! (1.12.2005)], то будешь совершенен, а если не можешь, то делай то, что можешь».
Кроме этих и многих других новых и замечательных разъяснений,
в этой книге есть определенные указания о том, как должно производить крещение.
Сказано, крестить надо так: сообщив все вышесказанное учение крещаемому
(следовательно, взрослому), крестите во имя Отца и Сына и Святого духа. Так же
об евхаристии сказано, как о благодарственной молитве, читаемой в общем собрании
за трапезой, без всякого намека на таинство. О молитве сказано то же, что в
Евангелии, что молитва должна состоять в чтении «Отче наш».
Еще даны наставления о том, как избирать епископов и
дьяконов — как должностных выборных лиц общины, без малейшего указания на
рукоположения. Есть еще многие другие постановления об апостолах и пророках,
совершенно не сходящиеся с существующими теперь установлениями.
И вот является эта книга, признанная всеми учеными
произведением конца первого или начала второго века, т. е. христианский
памятник более ранний, чем Евангелие Луки, и одновременный с Евангелием Иоанна,
голос, подтверждающий, уясняющий и усиливающий все то, что мы знаем о
нравственно-жизненной стороне христианства, и несогласный во многом и в самом
существенном с внешней стороной христианства. И что же? Казалось бы, открытие
такого памятника должно произвести величайшее волнение в христианском мире.
Все христиане, казалось бы, должны ухватиться за этот памятник, разбирать его
содержание, вникать в смысл его, сличить с ним свои установленные положения, по
нем исправить их, должны бы были в миллионах экземпляров распространить это
сочинение в народе, в церквах читать его. Ничего подобного нет и не было.
Десяток ученых рассмотрели этот памятник с точки зрения общецерковной и исторической,
несколько специалистов по части лжетолкований из священников придумали
кое-какие рассуждения, по которым выходит, что правы позднейшие установления,
а не те, о которых писано в этом сочинении, так что открытие «Учения Господа
народам через 12 апостолов», т. е. услышание голоса святых людей первых веков
христианства, голоса, подтверждающего, уясняющего и усиливающего все то, что
мы знаем о нравственной стороне христианства, открытие этого памятника
производит гораздо меньшее впечатление на христианское общество, чем открытие
куска голой Венеры в какой-нибудь раскопке.
Открываются посмертные сочинения какого-нибудь несчастного
безумца Ницше или Верлена, и сотни тысяч экземпляров печатаются и
распространяются. А раздаются слова того Христа, которого мы будто бы
исповедуем, и мы только стараемся как-нибудь поскорее отделаться от них, чтобы
они не мешали нам заниматься нашими важными делами: открытием новой планеты,
спорами о происхождении видов, рассуждениями о свойствах радия, ни на что не
нужными. [Прогресс науки не нужен для истинной жизни! (8.12.2003)]
Да, вот уже именно: «Огрубело сердце людей сих, и ушами с
трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Исаии 6, 9 —
10, Матфея 13, 15).
Но, слава Богу, еще в народных массах есть люди, для которых
важен этот голос из времен первого века и которые с радостью найдут в нем еще
большее уяснение и подтверждение той истины, которая освещает их жизнь и дает
им силы. Для этих-то людей я и пишу это и перепечатываю это сочинение.
Л. Н. Толстой УЧЕНИЕ ГОСПОДА,
ПРЕПОДАННОЕ НАРОДАМ 12-ю АПОСТОЛАМИ
Есть два пути: путь жизни и путь смерти. И разница великая между этими двумя путями. Путь жизни такой:
Во-первых,
люби Бога, создавшего тебя.
Во-вторых,
ближнего своего, как самого себя, и потому
не делай другому всего того, чего не хочешь, чтобы тебе сделали.
Учение этих двух слов такое.
1
Первая заповедь учения:
люби Бога, создавшего тебя.
Благославляйте проклинающих вас, молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и язычники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же
любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов.
Берегись телесных и мирских побуждений.
Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмет у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. Если кто взял у тебя твое, не выворачивай назад, потому что делать этого нельзя. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что
Отец хочет, чтобы у каждого было то свое, которое Он дал всем людям. Блажен тот, кто по заповеди дает: но горе тому, кто берет, потому что
прав только тот, кто берет по нужде; тот же, кто берет без нужды, должен дать отчет, почему и для чего он взял. Кто пойман в
сети маммона, тот будет мучим за то, что он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: «пусть милосердие твое выходит потом из рук твоих, покуда ты еще и не знаешь, кому ты дашь».
2
Вторая заповедь учения:
люби ближнего, как самого себя, т.е. не делай другому того, чего не хочешь, чтобы с тобою сделали.
Не убивай, не прелюбодействуй, не оскверняй детей, не распутничай, не крадь, не колдуй, не отравляй, не умерщвляй младенца в утробе матери и рожденного не убивай, не желай иметь того, что у ближнего твоего, не клянись, не лжесвидетельствуй, не сквернословь, не скверномысли, не будь двуличен, ни двуязычен двуязычие есть сеть смерти. Чтобы твое слово было не лживо, не пусто, но всегда полно дела; не будь ни алчным, ни хищным, ни лицемером, ни угрюмым, ни гордым. Не держи зла на ближнего своего, не ненавидь никакого человека, но одних
обличай, за других
молись, а иных
люби более души своей.
3
СОБЛАЗНЫ, ВЕДУЩИЕ НА ПУТЬ СМЕРТИ
Чадо мое! Избегай всякого зла и всего того, что похоже на него. Не входи в гнев, гнев ведет к убийству; не входи в задор, в споры, в горячность от всего этого бывают убийства. Чадо мое! Избегай похоти, похоть ведет к распутству; не сквернословь и не озирайся на то, чего тебе не нужно видеть; это ведет к прелюбодеяниям. Чадо мое! Не ворожи, потому что это ведет к идолопоклонству; не волхвуй, не чернокнижничай, не делай заговоров и не присутствуй при подобных делах, потому что это идолопоклонство. Чадо мое! Не будь обманщиком, потому что обман приводит к воровству; не будь корыстолюбив и тщеславен; и это доводит до воровства. Чадо мое! Не будь недовольным: недовольство ведет к ругательству; не будь самодовольным и осуждающим, потому что и это ведет к ругательству; будь кроток, потому что кроткие наследуют землю; будь терпелив, милостив, и незлобив, и смирен, и добр и со страхом при всяком случае вспоминай слова эти, которые ты слышал. Не возвышай сам себя и не допускай самоуверенность в сердце свое.
Сердце твое чтоб не лежало к высоким и сильным; но
пусть прилепляется оно к праведным и смиренным. Все же, что случается с тобою, принимай как благо, зная, что без Бога ничего не бывает.
4
РУКОВОДСТВО НА ПУТИ ЖИЗНИ
Чадо мое! И днем и ночью вспоминай того, кто учит тебя слову Божию, и почитай его как Господа, потому что Господь там, откуда ты узнал про него.
Всегда отыскивай святых людей и общайся с ними, чтобы в словах их находить успокоение душе своей. Не желай разделения между людьми, но примеряй враждующих. Рассуживай их по правде и, невзирая на лица,
уличай их в грехах. Не двоедушничай и не говори: можно так, можно и этак. Не протягивай руку, когда приходится брать, и не сжимай ее, когда приходится давать. То, что ты заработал руками своими, давай как выкуп за грехи свои. Не раздумывай давать и, когда дал, не жалей, потому что ты узнаешь, в чем лучшая награда за добро твое. Не отворачивайся от нуждающегося, но
пусть все то, что есть у тебя, будет общим с братом твоим, и не называй ничего своей собственностью, потому что
если то, что бессмертно, все у вас общее, то тем паче должно быть общим между вами все тленное. Не переставай руководить сына своего или дочь свою, но от юности учи их страху Божию. Не повелевай рабу или служанке. Они веруют тому же Богу, как ты. А то как бы от огорчения они не перестали бы бояться того Бога, который над вами обоими, потому что приходится повелевать не по лицам, а тому, кого назначил Дух. Вы же, рабы, повинуйтесь господам нашим*, как образу Божию в почтении и страхе. Ненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Богу. Не оставляй заповедей Господа, но храни те, которые получил, ничего не прибавляя и не откидывая. Среди верующих кайся в грехах своих и не думай молиться, пока у тебя есть зло на сердце. Таков путь жизни.
[* В напечатанном издании греческого митрополита поставлено ????; в самой же рукописи стоит ????. Поправка, сделанная митрополитом, лишает изречение смысла. В начале главы сказано, что тот, кто учит слову Божию, тот и Господин, что
господство есть только господство истины; и потому учение говорит господам, чтобы они не повелевали рабам, так как повелевать может только тот, кого уготовил Дух; а рабам говорит, что повиноваться они должны только господству духа; и потому господам нашим тем, которые учат слову Божию.]
5
ПУТЬ СМЕРТИ
Путь же смерти такой: прежде всего он бедственен и полон мерзостей. Убийства, прелюбодеяния, похоти, распутство, воровство, идолопоклонство, колдовство, отравление, грабежи, обманы, лицемерие, двоедушие, хитрость, гордость, злоба, самоуверенность, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, высокоумие, тщеславие, гонители добрых, ненавистники истины, любители лжи, не признающие награды за праведность, не прилепляющиеся к добру и незнающие правильного суждения, те, которые заботятся и хлопочут не о добром, а о злом, не знающие кротости и терпения, любители пустяков, искатели мирских наград, не жалеющие ничего, не трудящиеся для утружденного, не знающие того, кто создал их самих, убийцы и соблазнители детей, погубители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося и домучивающие трудом измученного, утешители богатых и беззаконные судьи бедных, кругом и во всем грешники. Берегитесь, чада мои, таких людей!
6
ПОСИЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ УЧЕНИЯ
Смотри, чтобы кто-нибудь не сбил тебя с этого пути учения. Берегись того, кто будет сбивать тебя с этого пути, так как он учит не по-Божьи, потому что, если ты можешь понести все иго Господне, то будешь совершенен, а если не можешь, то
делай то, что можешь, и в пище понеси то, что можешь; только воздерживайся от идолопоклонства, потому что есть это служение богам мертвых.
7
ОБ ОМОВЕНИИ
Что же касается до омовения, то омывайте так: наперед скажите тому, кого омываете, все то, что тут сказано, и потом омывайте во имя Отца и Сына и Святого Духа в воде проточной. Если же не имеешь воды проточной, то омывай в другой воде; если же не можешь в холодной, то омывай в теплой; если нет ни той, ни другой, облей три раза водой голову во имя Отца и Сына и Святого Духа. Перед омовением же пусть постится тот, которого будут омывать, и тот, который будет омывать, и другие, если могут. Тому же, кого омывать будешь, прикажи поститься за день или за два.
8
О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ
Посты же ваши да не будут в один день с лицемерами, а они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь в среду и пятницу.
И не молитесь, как лицемеры, но как повелел Господь в благотворении своем. Молитесь так: «Отец наш, тот, что на небе! Да будет свято Твое имя! Да наступит царство твое! Да совершится желание твое, как на небе, так и на земле. Дай нам пищу достаточную на день, и прости нам то, в чем мы виноваты перед Тобою, так, как и мы прощаем тем, кто виноват перед нами, и не введи нас во искушение, но избави нас от ала, потому что Твоя сила и слава вовеки». Так молитесь три раза в день.
9
МОЛИТВА ПЕРЕД ПИЩЕЙ И ПИТЬЕМ
Что же касается до благодарности за пищу, то прежде пищи благодарите так, сперва о питье: «Благодарим Тебя, Отец наш, за святой виноград Давида, отрока твоего, который Ты открыл нам через Иисуса, отрока Твоего, Тебе слава вовеки». А об еде благодарите так: «Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и разум, которые Ты открыл нам через Иисуса, отрока Твоего, Тебе слава вовеки! Как этот преломленный хлеб был рассеян в зернах на холмах и соединен воедино, так да соберутся избранные Твои с концов земли в царство Твое, потому что Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа вовеки».
Но пусть никто не ест и не пьет от вашей трапезы, кроме омытых во имя Господне, потому что об этом-то сказал Господь: «Не давайте святыни псам».
10
МОЛИТВА ПОСЛЕ ПИЩИ И ПИТЬЯ
После того, как насытились, благодарите так: «Благодарим Тебя, святой Отец, за святое Твое имя, которое Ты вселил в сердцах наших, и за разум, и веру, и бессмертие, которое Ты открыл нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава вовеки. Ты, Владыко вседержатель, сотворил все ради имени Твоего; пищу же и питье Ты дал людям в наслаждение, дабы они благодарили Тебя, а нам пожалуй духовную пищу и питье и жизнь вечную через отрока Твоего. Прежде всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава вовеки. Помяни, Господи, избранных Твоих, чтобы избавить их от всякого зла и сделать их совершенными в любви Твоей. И собери их от четырех ветров освященными в царство Твое, которое Ты уготовил им, потому что Твоя есть сила и слава вовеки.
Да царствует милосердие и любовь, и да погибнет устройство мира сего, Осанна сыну Давидову! Кто свят, да приступит, кто же не свят, тот пусть покается. Маром афа! Аминь».
Пророкам же прикажите благодарить, как хотят.
11
ОБ АПОСТОЛАХ
Если кто, пришедши к вам, станет учить вас тому, что сказано перед этим, того примите. Если же сам учитель сбился и учит такому учению, чтобы разрешать от того, что здесь сказано, того не слушайте. Если же он учит тому, чтобы еще увеличить праведность и знание Господа, то примите его, как Господа.
Относительно же апостолов и пророков по постановлению благовсствования поступайте так: всякого апостола, приходящего к вам, примите, как Господа. Но он пусть не остается у вас долее одного дня; по нужде же может пробыть и другой день; но если же он пробудет три дня, он лжепророк. Апостол, когда идет в путь, не должен ничего брать, кроме хлеба до ночлега;
если же он просит денег, он лжепророк. Всякого пророка, говорящего духовное, не допытывайте и не пересуживайте, потому что всякий грех прощается, но этот грех не простится. Хотя не всякий, говорящий о духовном, есть истинный пророк, но тот, кто имеет обычай Господа. По обычаю узнается лжепророк от пророка. Всякий пророк, учреждающий трапезу духовную и не вкушающий от нее, лжепророк. Каждый пророк, поучающий истине, не делающий того, чему учит, лжепророк. Всякий же пророк испытаный, истинный, поступающий по мирскому учению избранных, делающий еще что-либо сверх этого и не учащий всех делать то же, не должен быть судим вами потому, что он имеет суд у Бога. Так поступали и древние пророки. Если кто, говоря о духовном, скажет: дай мне денег или другого чего-либо, не слушайте его; но если он скажет: давайте нуждающимся, то его нельзя осудить.
12
О СТРАННИКАХ
Всякий, приходящий во имя Господне, должен быть принят; но после этого обсудите и познайте его, потому что вы должны различать правое и ложное. Если приходящий странник, то помогите ему, сколько можете; но он пусть не останется у вас долее двух или трех дней, если это нужно. Но если он ремесленник и желает поселиться у вас, то пусть работает и ест. Если же он не знает ремесла, то позаботьтесь о нем по вашему усмотрению так,
чтобы христианин не жил среди вас праздно. А если он не желает так поступать, то он христопродавец. Берегитесь таких.
13
О ПРОРОКАХ
Всякий истинный пророк, если хочет поселиться у вас, достоин своего пропитания. Истинный учитель, как всякий работник, достоин своего пропитания. Поэтому, взявши каждый начаток из точила и гумна, а также волов и овец, дай пророкам, ибо они ваши первосвященники. Но если не имеете пророка, то дайте нищим. Если ты приготовил пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди; точно так же, если ты откроешь сосуд вина или елея, то, взявши начаток, отдай пророкам. Или из денег, или одежды, или какого имения, как тебе покажется, отдай по заповеди*.
[* Эта глава, вероятно, приписана впоследствии, ибо она противоречит сказанному в 11-й главе. Л.Т.]
14
О СОБРАНИЯХ
В день Господень, собравшись вместе, ешьте и благодарите, исповедавши прежде грехи свои, дабы чиста была ваша жертва. Тот, кто в ссоре с товарищем своим, тот пусть не сходится с вами до тех пор, пока не примирится с ним, чтобы не осквернена была жертва ваша; ибо так сказал Господь: «на всяком месте и во всякое время должно приносить мне жертву чистую, ибо я царь великий, говорит Господь, и мое имя чудно у народов».
15
О СОБЛЮДЕНИИ ПОРЯДКА В ОБЩИНЕ
Поставляйте себе надзирателей и служителей, достойных Господа, мужей кротких и не сребролюбивых, праведных и испытанных, потому что они исполняют для вас служение пророков и учителей Господа. Поэтому не пренебрегайте ими; ибо они должны почитаться вами вместе с пророками и учителями.
Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как это сказано в благословении; и
со всяким, кто дурно поступил с ближним своим, пусть никто не говорит. И не услышит он слова от вас, пока не покается. Молитвы же ваши, милостыни и все дела творите так, как сказано в благовествовании Господа нашего.
16
ОЖИДАНИЕ ПРИШЕСТВИЯ ГОСПОДА
Не засыпайте в жизни своей, чтобы светильники ваши не были потушены и чресла не были распоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который приходит Господь наш. Часто сходитесь вместе, заботясь о том, что нужно душам вашим, потому что все время веры вашей не попользует вам, если не будете совершенны в последний час, потому что в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратится в ненависть. Потому что когда возрастает беззаконие, возненавидят друг друга и будут гнать, предавать, и тогда явится искуситель мира, как Сын Божий, и сотворит знамение и чудеса; и земля будет предана в руки его, и сотворит беззакония, каких нигде не было от века. Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания, и соблазнятся многие и погибнут; но пребывшие в вере своей будут спасены от проклятия его. И тогда явятся знамения истины: во-первых, знамение отверзтия неба, потом знамение звука трубного и третье воскресение мертвых. Однако же это не все, но как сказано: «прийдет Господь и все святые с ним». Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.
В этом древнем учении сказано все то, что нужно каждому человеку для познания истины Христовой и спасения души своей.
Учение это не длинно и не мудрено, и всякий может прочесть его, и всякий может понять его, и всякий может исполнять его. Христос сказал (Лк, X, 21): «Славлю Тебя, Отче, Господь неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Сказано еще (Мф. XI, 28–30): «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас. Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, найдете покой душам вашим. Ибо иго мое благо, и бремя мое легко». Еще сказано (Иоан, VII, 37): «Кто жаждет, иди ко мне и пей».
И вот оно, то учение, которое открыто младенцам, то благое иго и легкое бремя, к которому он призывает нас, тот ключ воды живой, к которому всякий может прийти. Это то самое учение, которое проповедано Христом на горе и записано в 5-й, 6-й и 7-й главах Матфея и называется обыкновенной нагорной проповедью. Все, что нужно для спасения своей души, есть в этом учении, и миллионы и миллионы христиан спаслись и спасаются, и весь мир спасается им.
Христос сказал: «
Я есмь путь, и
истина, и
жизнь». Он сказал еще (Мф. VII, 13, 14): «
Входите тесными вратами; широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; но
тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят его».
И учение начинается с того, что Христос показывает среди всех широких путей, ведущих в погибель,
единый узкий путь истины, ведущий к жизни.
Узкий путь истины, ведущий в жизнь, в том, чтобы любить Бога и ближнего.
Широкий путь путь лжи, ведущий к смерти; это все те пути, по которым идут люди без любви к Богу и ближнему.
Путь жизни в двух заповедях: в любви к Богу и ближнему.
В первой главе говорится о первой заповеди о любви к Богу.
Любовь к Богу в любви ко всем людям, как и сказано в другом месте, что Бог есть любовь. Она заключается в том, чтобы любить не одних своих близких, но и тех, которых мы не знаем, любить и любящих и ненавидящих нас; и потому не только не брать от людей ничего, кроме того, в чем мы имеем нужду, но и
отдавать другим людям все, что мы имеем, и весь труд свой, не зная даже, для кого мы трудились. Это есть учение первой заповеди любви к Богу.
Во второй главе говорится о второй заповеди о любви к ближнему, о которой сказано в другом месте, что она подобна первой.
Любовь к ближнему заключается в том, чтобы не делать ближнему того, чего себе не хочешь. Не убивать, не бесчестить детей и женщин, не воровать, не ругать, не лгать, не отнимать и не удерживать от других никакого имущества и потому одних,
заблудших, увещевать, за других,
слабых, молиться, а третьих,
добрых, любить больше, чем душу свою. Это есть учение второй заповеди о любви к ближнему.
В третьей главе говорится о соблазнах. Соблазны заключаются в тех делах, которые ведут к грехам против любви к Богу и ближнему.
Грехов этих перечислено пять: убийство, разврат, идолопоклонство, воровство, ругательства; и указываются те соблазны, которые ведут к грехам этим. Гнев, задор, спор ведут к убийствам; искание наслаждений, сквернословие, созерцание чужих грехов ведут к распутству; гадания, вызывания духов, праздное мудрование ведут к идолопоклонству; ложь, зависть, корысть, тщеславие ведут к воровству; самоуверенность, недовольство и гордость ведут к ругательствам. Это учение о соблазнах.
В четвертой главе говорится о том, чем может подкрепить себя человек на пути жизни. И
средств для подкрепления человека на пути жизни перечислено пять: внимание к слову Божию, общение со святыми, мирное житие с людьми, отречение от собственности и непризнание над собою и над другими никакой другой власти, кроме той, которую дает дух истины. Это учение о подкреплении сил на пути жизни.
В пятой главе говорится о том мире людей, которые живут вне заповедей Бога и идут по пути смерти. Люди эти страдают, мучают других и все идут к смерти. Это учение о том, что ждет человека на пути смерти.
Остальные 11 глав говорят о подробностях устройства христианской общины. Но уже
в этих пяти первых главах изложено все учение, нужное для спасения души каждого человека. Учение этих пяти глав просто и понятно.
Христос показывает нам путь спасения и путь погибели и, кроме того, указывает то, чего мы не должны делать, и то, что должны делать, чтобы нам легко было идти по пути его.
Христос, давая нам направление пути, указывает нам на те
обманы, которые могут сбить нас с него, и, кроме того, научает нас тому, что может
поддержать нас.
Он поступает с нами, как поступил бы добрый отец, посылая сына своего в дорогу. Прежде всего отец сказал бы сыну: идти тебе надо прямо по дороге, ведущей туда, где тебе будет хорошо; но если не будешь идти прямо по дороге, то пропадешь. И вот, чтобы тебе не сбиваться с ней, днем иди на солнце, а ночью на звезду, которую я указываю тебе. Но отец не удовлетворился этим, он любит сына и боится, чтоб он не сбился, и потому еще сказал ему: когда будешь идти, придет тебе одна повертка направо, не поворачивай по ней; потом придет перекресток, иди по средней; потом придет повертка влево, не ходи по ней; потом придут развилки, иди по левой. Так отец рассказал сыну вперед всю дорогу. Но мало и этого: отец дал сыну посох и суму, чтобы он мог опираться и питаться дорогой, и тогда только отправил его.
То же и с нами сделал Христос. Он прежде всего показал нам тот
путь, который приведет нас, как солнце,
любовь к Богу, и как звезда,
любовь к ближнему, и велел нам держаться на них; потом подробно показал нам все те по-вертки, которые могут сбить нас. Он сказал: придет гнев, задор остановись и одумайся: это одна из поверток, которая может увести тебя с пути жизни; не ходи по ней, а иди прямо. Придет похоть это другая повертка, опять
одумайся и не иди по ложному пути. Придет тщеславие, корысть знай, что и это ложные пути.
Но мало и этого. Христос, кроме этих указаний, дает нам и подкрепление на пути нашем, дает нам хлеб и посох на дорогу. Он учит нас тому, что может поддержать нас на пути нашем, дает нам
пищу и опору в слове Божьем,
в общении со святыми,
в установлении мира между людьми, в отречении от собственности,
в освобождении от всякого господства, кроме
господства истины.
Христос знал нашу слабость и сделал все для того, чтобы мы с нашей слабостью могли идти по пути его. Учение его таково, что, понимая его,
нам нельзя отговариваться своею слабостью. Если мы верим тому, что
все пути, помимо пути Христова, ведут к смерти, нам уже нельзя говорить, что мы желали бы идти по пути жизни, но не можем идти по нем; не можем и отговариваться незнанием пути: все, что нужно нам для того, чтобы не сбиваться с пути и идти по нем, дано нам. И если мы скажем, что мы слабы и не можем идти за Христом, то
Христос ответит нам: да я для слабости-то вашей и указал вам вперед все те повертки, которые могут сбить вас, и научил вас, как поступать, и для слабости вашей дал вам в дорогу все то, что может подкрепить вас. Что же вы не останавливаетесь там, где я сказал вам останавливаться и вспоминать мои слова? Что же вы не берете с собою в дорогу все то, что я сказал вам, что оно подкрепит вас?
Что скажет отец тому сыну, которого он направил в путь, снабдив его и указаниями и пищей, когда найдет сына своего заблудшим совсем в другой стороне? Он наверное пожалеет его и опять выведет на дорогу и
опять даст указания, как идти; и опять те же самые, потому что других нет; но он не будет слушать отговорок сына о том, что он заблудился потому, что ему трудно было помнить все указания, данные для пути, потому что
человеку, которого одно дело идти, не может быть трудно помнить о том, куда он идет. Если же он говорит, что забыл, куда он идет, и все-таки идет, то он лицемер или безумный. И
мы лицемеры или безумные, если говорим, что верим Христу, и не идем по пути его.
Христос показал нам путь освобождения от смерти и ждет нас на пути этом. И если мы верим ему, то мы пойдем по нем. А если пойдем по нем, то, как и сказал он нам, узнаем, что иго его благо и бремя легко, и
выйдем на путь жизни и придем к нему.
(Акцентирования маркером и подчеркиванием мои. Марсель из Казани.
«Истина освободит вас» (http://Мarsexx.ru)
marsexxхyandex.ru
Подписывайтесь и к вам будут приходить добрые мысли!
|