|
Роль текстиля в современном интерьере
Интерьер немыслим без изделий из текстиля. Они выполняют как утилитарную, так и художественную функцию. Это скатерти, обивка мягкой мебели, шторы, ковры, половики. Уберите их — и квартира станет холодной, неуютной. Одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства является ковроделие. Оно существует с тех пор, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов.
По дошедшим до нас сведениям изготовление ворсовых и безворсовых ковров было широко развито в Средней и Малой Азии, Китае, Закавказье. Это искусство опирается на многовековые национальные традиции, что находит отражение в характере узоров, их композиции и расцветке, в технике производства.
Древнейшие традиции имеет и особый вид настенных, безворсовых ковров с композициями, выполняемыми ручной техникой по изображению, предварительно разработанному художником. Это гобелены или шпалеры, искусство которых существовало еще в Греции и Риме. Большое воздействие на их форму оказывают пространственные искусства. Третье измерение — пространство — все чаще диктует выбор материала, логику формы. Нередко замысел реализуется с помощью новых синтетических материалов: сизаля, шнуров, кожи, овечьего руна, металлических нитей.
В современном убранстве квартир яркая окраска, необычная фактура ковров могут создать красочные пятна, организующие интерьер. Эти пятна, например, могут объединить предметы мебели, предназначенные для отдыха, или группу мелких декоративных элементов. Стоит отметить, что в некоторых российских регионах можно использовать материнский капитал на ремонт квартиры.
Вводя декоративную ткань в интерьер квартиры, необходимо всегда помнить о том, что она лишь один из его компонентов. Ее цвет и фактура должны быть согласованы с цветом и фактурой других компонентов интерьера: стен, пола, предметов убранства и оборудования. Вещи не должны мешать друг другу, не должны умалять достоинств друг друга, а наоборот, — выявлять их.
Ткани и другие элементы интерьера могут образовать второй план и служить фоном для восприятия предметов первого плана (акцентов) — ярких, художественных изделий. Но их не должно быть много. Квартиры нередко проигрывают от нарушения необходимых соотношений фона и акцентов, от чрезмерной пестроты раздражающей и утомляющей.
Часто такую пестроту приносят ткани. При подборе тканей, занимающих большие поверхности и являющихся элементами второго плана, желательно следовать идее ведущего цвета. Окраска стен, цвет занавесей и обивка мебели могут быть оттенками одного и того же цвета. Можно использовать цвета близкие, образующие тонкие соотношения. Согласовать близкие цвета гораздо легче, чем далекие друг от друга — контрастные. Ведущий цвет создает настроение, образует хороший фон для акцентов.
В создании единства имеет значение рисунок ткани. Соединить две ткани с пестрыми узорами очень сложно, нередко они глушат друг друга. Легче сочетаются изделия с простым рисунком. Пестрый необычный рисунок хорош для ткани, выполняющей роль акцента, — декоративного ковра, скатерти.
Красота текстиля в ансамбле не зависит от его цены. Самая простая льняная ткань, окрашенная в яркий цвет, может оказаться весьма уместной для определенного интерьера. Выбирая текстиль, необходимо помнить об одном весьма важном законе ансамбля: каждый отделено взятый предмет может показаться «бедным», но в сочетании с другими неожиданно обнаружит свою красоту.
|