Бизнес
для Гениев
из России

Истина освободит вас — www.MARSEXX.ru

Первая заповедь информационной эры — пренебрегай бесполезной информацией!
Бизнесмен, бросай бизнес! Работник, бросай работу! Студент, бросай учёбу! Безработный, бросай поиски! Философ, бросай думать!
Главная
Новости
«Бизнес. Пособие для гениев»
CD «Лев Толстой»
Из книг
Майн Копф
Обо мне
Links
E-mail
Гостевая

От старца филофея к патриарху Никону и до наших дней

По словам русского философа и богослова В.Н. Лосского, «Мир был создан из ничего одной только волей Божией... для сопричастия полноте божественной жизни... (и) призван осуществить это соединение в свободе, т. е. в свободном согласовании воли тварной с волей Божественной», позволительно было бы добавить: в самоорганизации непрестанно совершенствующегося мира, заложенной самим Творцом, с Промыслом Божьим о нем.

Иными словами, мир непрестанно преобразуется, явно и неявно стремясь соответствовать образу и подобию Первопричины всего сущего. В этом величие мира, в этом и его трагедия. Величие — по определению Промысла Божьего в Пространном Христианском Катехизисе, «в непрестанном действии всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Трагедия — в невозможности мира, по словам русского философа Евгения Трубецкого, «вместить» Замысел — Свет Творца, вечности во временном, ограниченном. Отсюда разделение и всего тварного мира, деление и раскол духовного, бесчисленные м^рки нашего материального видимого мира, человеческие в том числе и расколы в них. Мы воспринимаем Промысел Божий как Его Идею о Вселенной посредством множества подыдей, названных Платоном «миром идей», и о естественной эволюции и прогрессе нашего мира — пути через Преображение к всеобщему благу, к Богу. Человечество в лице многих людских сообществ, организованных в государства, примиряет эти идеи — каждый народ по-своему, на свой лад, данной от Бога властью человеков и потому, иногда, роковым образом для себя.

Россия — один из многих человеческих организмов, единоутробных и сугубо индивидуальных в людской истории. Дело здесь не только в особом народе, материально закаленном на Восточноевропейской возвышенности в сложных климатических и природных условиях, в его душе и духе, в силе чистого наивного восприятия полноты Слова Божьего. Дело здесь и в Божьем даре народу порождать личности, которые Его Промыслом выдвигает способная к совершенствованию национальная жизнь. Личности эти заставляют своим гением вдохнуть тело народное полной не окрепшей еще грудью, да так, чтобы не разорвало ее, грешную, — а потом... выдох. И уже не спрятать, не вывести этой благодати Божьей из организма людского, навечно останется. Тогда возникает другая трагедия — невозможность народом сразу, сходу переварить, переработать эту идею-свет, которую несут вознесенные им же самим индивиды.

Таких личностей от несовершенного организма людского в несвершенной истории России, впрочем, как и во всей истории человечества, было немало. Особенно выделяется фигура Святейшего Патриарха Никона, 400-летие со дня рождения которого было отмечено 6 июня сего года всей православной общественностью России и, думается, всего православного мира. Никон внес огромный практический вклад в развитие русской имперской идеи. Этому способствовало и Соборное уложение 1649 года.

Плоть от плоти, кровь от крови народной, сын крестьянский, от земли Нижегородской, он заслужил, а потому и получил власть от Бога на 47-м году жизни, став Патриархом Русской Православной Церкви. Период его действенного Патриаршего служения составляет всего 6 лет с 1652 по 1658 год. Но его могучая деятельность не только всколыхнула народное тело, она заставила его качественно переродиться, возвыситься над собой, над своими родными национальными пристрастиями и сделать прорыв, скачок в будущее. Уходя от церковного провинциализма к пониманию Вселенскости Православия, Никон всколыхнул государство. Россия сделала мощный «вдох» и потом, после воцарения Петра I и отмены им патриаршества в 1665 году, последовал надрывный «выдох»... но уже другой, преображенной России.

Россия и русский народ сравнительно недавно для истории человечества осознали себя как индивидуальность во множестве мировых формирующихся живых систем. Объединенная Русь за какие-нибудь несколько веков превратилась в устойчивую могущественную империю, влияющую на судьбы мира, пред которой не устоял ни один внешний враг и которая до сих пор, уже почти сто лет, разрушается изнутри, сама в себе. Такому переосмыслению и преодолению себя в истории человечества подвергается не каждый народ. «Головокружительной карьере» способствовало не только принятие христианства в 989 году от самой тогда могущественной в мире Восточной Римской Византийской империи — Второго Рима. Как бы с неба свалилась на Россию имперская идея, через женитьбу в 1472 году царя Ивана III на византийской принцессе, дочери брата последнего византийского императора Константина, Софии (Зое) Палеолог. Озвученная еще во времена Василия III пророчеством старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея: «Москва — Третий Рим, и Четвертому не быть», она засела в сердце народное как предназначение Божье.

Имперская идея в своей полноте укоренилась в сознании народном не сразу. В XV веке она шествовала (безобидно «гуляла») по России как «Москва — преемница Царьграда Константинополя Византийского», в XVI веке это уже «Москва — преемница Второго Рима, Великой Византийской империи». Народ постепенно стал осознавать необходимость взять на себя, как последний на планете хранитель Православия, великий мессианский Крест несения чистоты веры христианской в мир, страшно пугаясь агрессивности последнего, крепко держась за свои родные устои и традиции. И только в XVII веке, благодаря Патриарху Никону, при участии царя Алексея Михайловича эта идея была воспринята в своей полноте.

Никон, как бы ныне сказали, «застолбил», укоренил на русской почве: «Москва — Третий Рим» строительством Нового Иерусалима близ Москвы. Он своим национальным. духом оплодотворил творчество православных народов Византии — идею всемирного единого христианского государства — Божьей идеей Священного мира — иеросалима. Это уже качественно иной уровень ощущения народного бытия в мировом пространстве, попытка «расширить национальное до уровня вселенского». Теперь, первопроходец, русский парод должен будет выступить на мировой арене не только как парод-богоносец, по и как строитель нового священного мира — миротворец православного многоконфессионального мирового государства, империи Третьего Рима. Такой смелый шаг, конечно же, был подготовлен всей предшествующей историей России (немногим раньше святой Преподобный Сергий Радонежский возвел в закон русской жизни Святую Троицу, как символ единения народа) и всего человечества.

Для воплощения идеи в жизнь нужны условия. Понимая ответственность ситуации, Никон принялся укреплять властную структуру в государстве. Этого-то ему сделать властью от человеков не было позволено. Начались интриги. Оп попал в ситуацию, похожую на клубок из множества перепутавшихся нитей. Это вопросы первенства греческого и русского священничества (греки осудили Никона за то, что он монастырь «самовольно построил и назвал Иерусалим») Это и вопросы отношений Никона к боярству (патриарх был из народной среды, больше всего пострадавшей от Смутного времени и справедливо или нет винившей в своих бедах продажных бояр), и боярства к Никону (в России еще было местничество). Сыграли свою роль и привязанность царя к патриарху, которые по своему долгу личностных пристрастий иметь не должны, и многое другое, о чем немало написано. И, конечно же, самый главный момент — незрелость тогдашней системы власти для юной только собирающейся для «выхода в свет» страны (царь... вопрошал у греков: чья власть выше?), а что самое главное — Никон был и не понят и не услышан, как истинный народный гений. Как не вспомнить здесь евангельское: «Нет пророка в своем отечестве». Русская имперская идея стала развиваться на обедненной почве.

Дальнейшая судьба Никона всем известна. А как отстранили патриарха в 1666 году с последующей отменой Патриаршества в 1700-м, так и «отрекли» от власти царя в памятном 1917 году... Не будем сетовать на судьбу и на несовершенство мира. Русским людям сегодня важно другое — посильна ли оказалась идея миротворческого и богоносного Рима для России? Для этого надо выяснить, какое государство было возведено, построили ли мы принципиально новую империю — Третий Рим или это было простое подражание Византии, а может быть, и Священной Римской империи?

Не секрет, что даже само понятие империи сегодня осквернено. Под империей (в переводе с латинского — власть) понимается мощное государственное многонациональное образование, как правило, расположенное хотя бы в двух частях света. Империю называют маленькой моделью мира. Недаром слово «рим» зеркально отображается в слово «мир» на русском. На латыне «гота» (рим) читается справа налево как «атог» (любовь).

История империй уходит в глубокое прошлое человечества. Каждая империя, будь то Рим Первый, Второй или Третий, — это, прежде всего, тип европейского цивилизационного устремления, где встречаются две воли: воля строящих государственное образование человеков и воля Творца, творчество народа и Промысл Божий. Каждая решала насущные проблемы ее времени и разрешала вызовы истории. По ветхозаветному пророчеству Даниила, целью развития империи является познание человечеством Бога и утверждения на всей земле Его власти над людьми.

Великий русский философ Лев Тихомиров своей работой «Монархическая государственность» доказывает качественное превосходство самодержавной монархии в России перед всеми доселе существовавшими. Исходя из его учения, государство определяется теми идеалами, к которым стремится народ и которые воплощает власть.

Так, Россия до 1917 года являла собой православное многонациональное и многоконфессиональное государство, где утверждался нравственный закон в обществе. Государственность и право основывались на Законе Божьем и догматах Православной веры, выработанных всей историей Византийской империи — Второго Рима. Развивался без видимых ущемлений мусульманский мир, буддистский, другие. В конце XIX века влился в семью конфессий иудейский мир. Россия никогда не вела религиозных войн, а это значит, что идея Никона, несмотря ни на что, «жила и побеждала».

Византия шла по миру как формирователь и утвердитель христианских догматов и как миссионер Христов. Это было православное государство, постоянно борющееся с инакомыслящими еретиками. Время становления и утверждения христианства как мировой религии требовало утверждения силы разума. Поэтому государственный идеал основывался на «разумном законе общественных явлений, на доверии к авторитету, проверенному опытом». Византия создала не только самое мощное государство в современном ей мире, но и Вселенскую Православную Церковь, создала Священное Предание, догматические основы христианства, богословие. То, что веками созидала Восточная Римская империя, Россия — Северная Римская империя — восприняла разом как свою духовную твердь, которую должна неустанно сохранять и обогащать.

Великие российские подвижники духа: святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский, патриарх Никон, митрополит Московский Филарет, святой царь-мученик Николай и многие другие русские святые, составившие духовную твердь России — Святую Русь, прокладывали своими нечеловеческими трудами, жертвенным подвигом, жизнью и собой лично путь России к Богу.

Идеалом жизни Восточной Римской империи является Господь Иисус Христос как самый совершенный человек на Земле. Византия выпестовала новый тип гражданина — христианина, стремящегося к совершенству.

Русская жизнь во всей ее полноте — материальной, душевной и духовной, требовала святого отношения к себе, здравого (здорового) подхода, реальности картины бытия, не позволения расслабления и экспериментирования своей судьбой. Труднейшие климатических условия, бедность и трудность почв, многообразие, непохожесть, разноплановость бурлящих в ней народов, постоянная угроза внешних врагов задавали народу темп на неустанную борьбу за место под солнцем, урожай, жизнь семьи, народа Подаренная Византией возможность философствования заменялась в России соборным поиском достижения однажды выбранной цели и смысла бытия. Промахи для русских были смерти подобны. Душевно-разумная сила народная требовала неустанного тщательно выверенного усилия воли на созидание и жизнь, на нравственность, а значит, на приоритет духовного над материальным.

Идеал русской жизни — Христос и Святая Троица, святость. «Продуктом» ее жизни стал человек нравственный, живущий по совести, независимо от религиозной принадлежности.

Византия пала от внешних врагов — еретиков-агарян. Россия была силой демонтирована внутренними врагами — неоязычниками. Обе империи страдали несовершенством системы власти.

Качественный и принципиально иной уровни восприятия жизни и мироощущения в империях налицо. Соответственно можно утверждать, что Россия дала миру неизвестный ранее, новый тип цивилизации, утверждающий нравственное и духовное начало в народной жизни — Третий Рим. Это значит, что никоновская идея животворяща и угодна Богу.

Священная Римская империя, Рим Первый, утверждала демократические начала — культ материальной силы. Созданная гением древних италиков, она явила человечеству в душевном плане систему юридического права и государственности. Власть понималась как подчинение частного общему, личности — государству. Власть цезаря приравнивалась к власти бога в пантеоне языческих богов. Власть священническая имела совещательный голос. Обязательно было признание всеми народами, входящими в состав империи, власти цезаря и поклонение ему, утверждалась веротерпимость. Продуктом римской государственности был гражданин, признающий власть цезаря-бога с обязательным обрядовым поклонением ему. Народный идеал — цезарь. Рим разрушен внешними врагами — варварами.

Со времен Византийской империи вплоть до XX века в мире успело образоваться и распасться немалое число империй: Священная Римская империя германских императоров, империя Карла Великого и другие. Их образования не были устойчивыми. Тип их в точности совпадает с типом Византийской империи с той разницей, что в Западной Европе утверждались христианские догматы католической христианской церкви.

Существование вышеописанных империй сегодня принадлежит всему человечеству. История их развития — это развитие европейской цивилизационной мысли по пути духовно-нравственного совершенствования народов, которые их строили, по пути к Богу. И есть принцип необходимости: «У Бога ничего лишнего нет».

Попробуем предположить, что за два тысячелетия развития европейской цивилизации в мире образовалось три типа государств по образцу империй: Рим Первый, Рим Второй и Рим Третий, каждое из которых удивительным образом совпадающее со сферой распространения одной из разновидностей мировых христианских религий.

И действительно, взглянув сверху на все европейские государственные образования и заглянув бегло внутрь их, ничего принципиально нового для себя мы не найдем.

Первый тип государств (Рим I — протестантский) — Соединенные Штаты Америки — провозглашает главенство демократических принципов, культ силы. Утверждает во всем мире тип гражданина, наделенного юридическими правами, защищаемыми государством. Государственная религия, в некотором смысле, есть исповедание принципов демократии во всех сферах жизни. Материальночувственные идеалы — деньги, успешные и богатые люди, патриотизм, веротерпимость. Народный идеал — президент. Девиз государства — успех любой ценой.

Второй тип (Рим II — католический) не отвергает, а пользуется, как само собой разумеющимся, всеми позициями Первого Рима. Однако основные принципы общественной жизни утверждает на разумном законе общественных явлений, стремлении философски обосновать все сферы жизни человека. Государственная религия — христианство. Повсеместное укрепление католической христианской Церкви, миссионерство. Неприятие инакомыслия. Гражданин — христианин, стремящийся к совершенству (декларируется свобода вероисповедания, но приветствуется по преимуществу христианство). Идеалы — гуманизм, альтруизм, совершенство в материальной и душевной сферах. Культ папы как безгрешного человека.

Третий имперский (Рим III — православный) — Россия — не отвергая и декларируя демократические и разумные философские начала в обществе, утверждает приоритет духовно-нравственного над душевно-разумным и материальночувственным. Православное многоконфессиональное государство. Идеалы — нравственность и духовное совершенство — святость, святая Русь, жертвенное служение Богу и Отечеству. Тип, сегодня деградирующий и требующий восстановления.

Но вспомним пророчество старца Филофея: «Москва — Третий Рим, и Четвертому не быть».

Народы к XXI столетию — началу новой информационной эры — научились складывать все свои достижения в одну цивилизационную «копилку» и только начинают пользоваться ею сообща. Для этого необходим мировой лад и гармония между различными цивилизациями, религиями и народами. Поэтому не стоит думать, что в Америке нет нравственного начала, но во внешней политике страны он явно не выделяется. (Есть над чем работать!)

Понятно, во-первых, что все эти типы необходимы миру.

Во-вторых, они составляют один (не единый) христианский цивилизационный мир для внешних наблюдателей.

В-третьих, современному мировому сообществу необходимо выявить место каждого типа империи в будущем ладу мировых гармоний информационно объединенного человечества.

В-четвертых, устойчиво объединить этот мир, взявший курс на глобализацию, может только нравственное начало — Российская цивилизационная модель: «Москва — Третий Рим, Священный мир Святой Руси».

Может быть, падение нравов в XX веке есть следствие «демонтажа» Северной Римской империи и причина цивилизационного взлета Западной?

Современный мир — это Промыслом Божьим процветающая Америка, материальной силой утверждающая свой тип по всему миру и стяжающая новую неоязыческую мировую империю. Это — Объединенная Европа, которая никак не может объединиться и, по всей видимости, никогда не будет неделимой в силу своей природы, филиокве Католической церкви и ее современного кризиса. И это Россия, где обманутый народ сегодня деградирует, а власть в глубоком кризисе. Но... возрождается Русская Православная Церковь.

Сможет ли Россия сделать свой новый живительный вдох? Ради жизни на земле — должна.

copyright © 2003 by Marsexx [email protected]