|
От старца филофея к патриарху Никону и до наших дней
По словам русского философа и богослова В.Н. Лосского, «Мир был создан из ничего одной только волей Божией... для сопричастия полноте божественной жизни... (и) призван осуществить это соединение в свободе, т. е. в свободном согласовании воли тварной с волей Божественной», позволительно было бы добавить: в самоорганизации непрестанно совершенствующегося мира, заложенной самим Творцом, с Промыслом Божьим о нем.
Иными словами, мир непрестанно преобразуется, явно и неявно стремясь соответствовать образу и подобию Первопричины всего сущего. В этом величие мира, в этом и его трагедия. Величие — по определению Промысла Божьего в Пространном Христианском Катехизисе, «в непрестанном действии всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Трагедия — в невозможности мира, по словам русского философа Евгения Трубецкого, «вместить» Замысел — Свет Творца, вечности во временном, ограниченном. Отсюда разделение и всего тварного мира, деление и раскол духовного, бесчисленные м^рки нашего материального видимого мира, человеческие в том числе и расколы в них. Мы воспринимаем Промысел Божий как Его Идею о Вселенной посредством множества подыдей, названных Платоном «миром идей», и о естественной эволюции и прогрессе нашего мира — пути через Преображение к всеобщему благу, к Богу. Человечество в лице многих людских сообществ, организованных в государства, примиряет эти идеи — каждый народ по-своему, на свой лад, данной от Бога властью человеков и потому, иногда, роковым образом для себя.
Россия — один из многих человеческих организмов, единоутробных и сугубо индивидуальных в людской истории. Дело здесь не только в особом народе, материально закаленном на Восточноевропейской возвышенности в сложных климатических и природных условиях, в его душе и духе, в силе чистого наивного восприятия полноты Слова Божьего. Дело здесь и в Божьем даре народу порождать личности, которые Его Промыслом выдвигает способная к совершенствованию национальная жизнь. Личности эти заставляют своим гением вдохнуть тело народное полной не окрепшей еще грудью, да так, чтобы не разорвало ее, грешную, — а потом... выдох. И уже не спрятать, не вывести этой благодати Божьей из организма людского, навечно останется. Тогда возникает другая трагедия — невозможность народом сразу, сходу переварить, переработать эту идею-свет, которую несут вознесенные им же самим индивиды.
Таких личностей от несовершенного организма людского в несвершенной истории России, впрочем, как и во всей истории человечества, было немало. Особенно выделяется фигура Святейшего Патриарха Никона, 400-летие со дня рождения которого было отмечено 6 июня сего года всей православной общественностью России и, думается, всего православного мира. Никон внес огромный практический вклад в развитие русской имперской идеи. Этому способствовало и Соборное уложение 1649 года.
Плоть от плоти, кровь от крови народной, сын крестьянский, от земли Нижегородской, он заслужил, а потому и получил власть от Бога на 47-м году жизни, став Патриархом Русской Православной Церкви. Период его действенного Патриаршего служения составляет всего 6 лет с 1652 по 1658 год. Но его могучая деятельность не только всколыхнула народное тело, она заставила его качественно переродиться, возвыситься над собой, над своими родными национальными пристрастиями и сделать прорыв, скачок в будущее. Уходя от церковного провинциализма к пониманию Вселенскости Православия, Никон всколыхнул государство. Россия сделала мощный «вдох» и потом, после воцарения Петра I и отмены им патриаршества в 1665 году, последовал надрывный «выдох»... но уже другой, преображенной России.
Россия и русский народ сравнительно недавно для истории человечества осознали себя как индивидуальность во множестве мировых формирующихся живых систем. Объединенная Русь за какие-нибудь несколько веков превратилась в устойчивую могущественную империю, влияющую на судьбы мира, пред которой не устоял ни один внешний враг и которая до сих пор, уже почти сто лет, разрушается изнутри, сама в себе. Такому переосмыслению и преодолению себя в истории человечества подвергается не каждый народ. «Головокружительной карьере» способствовало не только принятие христианства в 989 году от самой тогда могущественной в мире Восточной Римской Византийской империи — Второго Рима. Как бы с неба свалилась на Россию имперская идея, через женитьбу в 1472 году царя Ивана III на византийской принцессе, дочери брата последнего византийского императора Константина, Софии (Зое) Палеолог. Озвученная еще во времена Василия III пророчеством старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея: «Москва — Третий Рим, и Четвертому не быть», она засела в сердце народное как предназначение Божье.
Имперская идея в своей полноте укоренилась в сознании народном не сразу. В XV веке она шествовала (безобидно «гуляла») по России как «Москва — преемница Царьграда Константинополя Византийского», в XVI веке это уже «Москва — преемница Второго Рима, Великой Византийской империи». Народ постепенно стал осознавать необходимость взять на себя, как последний на планете хранитель Православия, великий мессианский Крест несения чистоты веры христианской в мир, страшно пугаясь агрессивности последнего, крепко держась за свои родные устои и традиции. И только в XVII веке, благодаря Патриарху Никону, при участии царя Алексея Михайловича эта идея была воспринята в своей полноте.
Никон, как бы ныне сказали, «застолбил», укоренил на русской почве: «Москва — Третий Рим» строительством Нового Иерусалима близ Москвы. Он своим национальным. духом оплодотворил творчество православных народов Византии — идею всемирного единого христианского государства — Божьей идеей Священного мира — иеросалима. Это уже качественно иной уровень ощущения народного бытия в мировом пространстве, попытка «расширить национальное до уровня вселенского». Теперь, первопроходец, русский парод должен будет выступить на мировой арене не только как парод-богоносец, по и как строитель нового священного мира — миротворец православного многоконфессионального мирового государства, империи Третьего Рима. Такой смелый шаг, конечно же, был подготовлен всей предшествующей историей России (немногим раньше святой Преподобный Сергий Радонежский возвел в закон русской жизни Святую Троицу, как символ единения народа) и всего человечества.
Для воплощения идеи в жизнь нужны условия. Понимая ответственность ситуации, Никон принялся укреплять властную структуру в государстве. Этого-то ему сделать властью от человеков не было позволено. Начались интриги. Оп попал в ситуацию, похожую на клубок из множества перепутавшихся нитей. Это вопросы первенства греческого и русского священничества (греки осудили Никона за то, что он монастырь «самовольно построил и назвал Иерусалим») Это и вопросы отношений Никона к боярству (патриарх был из народной среды, больше всего пострадавшей от Смутного времени и справедливо или нет винившей в своих бедах продажных бояр), и боярства к Никону (в России еще было местничество). Сыграли свою роль и привязанность царя к патриарху, которые по своему долгу личностных пристрастий иметь не должны, и многое другое, о чем немало написано. И, конечно же, самый главный момент — незрелость тогдашней системы власти для юной только собирающейся для «выхода в свет» страны (царь... вопрошал у греков: чья власть выше?), а что самое главное — Никон был и не понят и не услышан, как истинный народный гений. Как не вспомнить здесь евангельское: «Нет пророка в своем отечестве». Русская имперская идея стала развиваться на обедненной почве.
Дальнейшая судьба Никона всем известна. А как отстранили патриарха в 1666 году с последующей отменой Патриаршества в 1700-м, так и «отрекли» от власти царя в памятном 1917 году... Не будем сетовать на судьбу и на несовершенство мира. Русским людям сегодня важно другое — посильна ли оказалась идея миротворческого и богоносного Рима для России? Для этого надо выяснить, какое государство было возведено, построили ли мы принципиально новую империю — Третий Рим или это было простое подражание Византии, а может быть, и Священной Римской империи?
Не секрет, что даже само понятие империи сегодня осквернено. Под империей (в переводе с латинского — власть) понимается мощное государственное многонациональное образование, как правило, расположенное хотя бы в двух частях света. Империю называют маленькой моделью мира. Недаром слово «рим» зеркально отображается в слово «мир» на русском. На латыне «гота» (рим) читается справа налево как «атог» (любовь).
История империй уходит в глубокое прошлое человечества. Каждая империя, будь то Рим Первый, Второй или Третий, — это, прежде всего, тип европейского цивилизационного устремления, где встречаются две воли: воля строящих государственное образование человеков и воля Творца, творчество народа и Промысл Божий. Каждая решала насущные проблемы ее времени и разрешала вызовы истории. По ветхозаветному пророчеству Даниила, целью развития империи является познание человечеством Бога и утверждения на всей земле Его власти над людьми.
Великий русский философ Лев Тихомиров своей работой «Монархическая государственность» доказывает качественное превосходство самодержавной монархии в России перед всеми доселе существовавшими. Исходя из его учения, государство определяется теми идеалами, к которым стремится народ и которые воплощает власть.
Так, Россия до 1917 года являла собой православное многонациональное и многоконфессиональное государство, где утверждался нравственный закон в обществе. Государственность и право основывались на Законе Божьем и догматах Православной веры, выработанных всей историей Византийской империи — Второго Рима. Развивался без видимых ущемлений мусульманский мир, буддистский, другие. В конце XIX века влился в семью конфессий иудейский мир. Россия никогда не вела религиозных войн, а это значит, что идея Никона, несмотря ни на что, «жила и побеждала».
Византия шла по миру как формирователь и утвердитель христианских догматов и как миссионер Христов. Это было православное государство, постоянно борющееся с инакомыслящими еретиками. Время становления и утверждения христианства как мировой религии требовало утверждения силы разума. Поэтому государственный идеал основывался на «разумном законе общественных явлений, на доверии к авторитету, проверенному опытом». Византия создала не только самое мощное государство в современном ей мире, но и Вселенскую Православную Церковь, создала Священное Предание, догматические основы христианства, богословие. То, что веками созидала Восточная Римская империя, Россия — Северная Римская империя — восприняла разом как свою духовную твердь, которую должна неустанно сохранять и обогащать.
Великие российские подвижники духа: святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский, патриарх Никон, митрополит Московский Филарет, святой царь-мученик Николай и многие другие русские святые, составившие духовную твердь России — Святую Русь, прокладывали своими нечеловеческими трудами, жертвенным подвигом, жизнью и собой лично путь России к Богу.
Идеалом жизни Восточной Римской империи является Господь Иисус Христос как самый совершенный человек на Земле. Византия выпестовала новый тип гражданина — христианина, стремящегося к совершенству.
Русская жизнь во всей ее полноте — материальной, душевной и духовной, требовала святого отношения к себе, здравого (здорового) подхода, реальности картины бытия, не позволения расслабления и экспериментирования своей судьбой. Труднейшие климатических условия, бедность и трудность почв, многообразие, непохожесть, разноплановость бурлящих в ней народов, постоянная угроза внешних врагов задавали народу темп на неустанную борьбу за место под солнцем, урожай, жизнь семьи, народа Подаренная Византией возможность философствования заменялась в России соборным поиском достижения однажды выбранной цели и смысла бытия. Промахи для русских были смерти подобны. Душевно-разумная сила народная требовала неустанного тщательно выверенного усилия воли на созидание и жизнь, на нравственность, а значит, на приоритет духовного над материальным.
Идеал русской жизни — Христос и Святая Троица, святость. «Продуктом» ее жизни стал человек нравственный, живущий по совести, независимо от религиозной принадлежности.
Византия пала от внешних врагов — еретиков-агарян. Россия была силой демонтирована внутренними врагами — неоязычниками. Обе империи страдали несовершенством системы власти.
Качественный и принципиально иной уровни восприятия жизни и мироощущения в империях налицо. Соответственно можно утверждать, что Россия дала миру неизвестный ранее, новый тип цивилизации, утверждающий нравственное и духовное начало в народной жизни — Третий Рим. Это значит, что никоновская идея животворяща и угодна Богу.
Священная Римская империя, Рим Первый, утверждала демократические начала — культ материальной силы. Созданная гением древних италиков, она явила человечеству в душевном плане систему юридического права и государственности. Власть понималась как подчинение частного общему, личности — государству. Власть цезаря приравнивалась к власти бога в пантеоне языческих богов. Власть священническая имела совещательный голос. Обязательно было признание всеми народами, входящими в состав империи, власти цезаря и поклонение ему, утверждалась веротерпимость. Продуктом римской государственности был гражданин, признающий власть цезаря-бога с обязательным обрядовым поклонением ему. Народный идеал — цезарь. Рим разрушен внешними врагами — варварами.
Со времен Византийской империи вплоть до XX века в мире успело образоваться и распасться немалое число империй: Священная Римская империя германских императоров, империя Карла Великого и другие. Их образования не были устойчивыми. Тип их в точности совпадает с типом Византийской империи с той разницей, что в Западной Европе утверждались христианские догматы католической христианской церкви.
Существование вышеописанных империй сегодня принадлежит всему человечеству. История их развития — это развитие европейской цивилизационной мысли по пути духовно-нравственного совершенствования народов, которые их строили, по пути к Богу. И есть принцип необходимости: «У Бога ничего лишнего нет».
Попробуем предположить, что за два тысячелетия развития европейской цивилизации в мире образовалось три типа государств по образцу империй: Рим Первый, Рим Второй и Рим Третий, каждое из которых удивительным образом совпадающее со сферой распространения одной из разновидностей мировых христианских религий.
И действительно, взглянув сверху на все европейские государственные образования и заглянув бегло внутрь их, ничего принципиально нового для себя мы не найдем.
Первый тип государств (Рим I — протестантский) — Соединенные Штаты Америки — провозглашает главенство демократических принципов, культ силы. Утверждает во всем мире тип гражданина, наделенного юридическими правами, защищаемыми государством. Государственная религия, в некотором смысле, есть исповедание принципов демократии во всех сферах жизни. Материальночувственные идеалы — деньги, успешные и богатые люди, патриотизм, веротерпимость. Народный идеал — президент. Девиз государства — успех любой ценой.
Второй тип (Рим II — католический) не отвергает, а пользуется, как само собой разумеющимся, всеми позициями Первого Рима. Однако основные принципы общественной жизни утверждает на разумном законе общественных явлений, стремлении философски обосновать все сферы жизни человека. Государственная религия — христианство. Повсеместное укрепление католической христианской Церкви, миссионерство. Неприятие инакомыслия. Гражданин — христианин, стремящийся к совершенству (декларируется свобода вероисповедания, но приветствуется по преимуществу христианство). Идеалы — гуманизм, альтруизм, совершенство в материальной и душевной сферах. Культ папы как безгрешного человека.
Третий имперский (Рим III — православный) — Россия — не отвергая и декларируя демократические и разумные философские начала в обществе, утверждает приоритет духовно-нравственного над душевно-разумным и материальночувственным. Православное многоконфессиональное государство. Идеалы — нравственность и духовное совершенство — святость, святая Русь, жертвенное служение Богу и Отечеству. Тип, сегодня деградирующий и требующий восстановления.
Но вспомним пророчество старца Филофея: «Москва — Третий Рим, и Четвертому не быть».
Народы к XXI столетию — началу новой информационной эры — научились складывать все свои достижения в одну цивилизационную «копилку» и только начинают пользоваться ею сообща. Для этого необходим мировой лад и гармония между различными цивилизациями, религиями и народами. Поэтому не стоит думать, что в Америке нет нравственного начала, но во внешней политике страны он явно не выделяется. (Есть над чем работать!)
Понятно, во-первых, что все эти типы необходимы миру.
Во-вторых, они составляют один (не единый) христианский цивилизационный мир для внешних наблюдателей.
В-третьих, современному мировому сообществу необходимо выявить место каждого типа империи в будущем ладу мировых гармоний информационно объединенного человечества.
В-четвертых, устойчиво объединить этот мир, взявший курс на глобализацию, может только нравственное начало — Российская цивилизационная модель: «Москва — Третий Рим, Священный мир Святой Руси».
Может быть, падение нравов в XX веке есть следствие «демонтажа» Северной Римской империи и причина цивилизационного взлета Западной?
Современный мир — это Промыслом Божьим процветающая Америка, материальной силой утверждающая свой тип по всему миру и стяжающая новую неоязыческую мировую империю. Это — Объединенная Европа, которая никак не может объединиться и, по всей видимости, никогда не будет неделимой в силу своей природы, филиокве Католической церкви и ее современного кризиса. И это Россия, где обманутый народ сегодня деградирует, а власть в глубоком кризисе. Но... возрождается Русская Православная Церковь.
Сможет ли Россия сделать свой новый живительный вдох? Ради жизни на земле — должна.
|