РЕВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯСтанислав ГРОФ
Эрвин ЛАСЛО
Питер РАССЕЛМногим должно быть известно имя Станислава Грофа, являющегося родоначальником трансперсональной психологии. Данная книга представляет собой плод размышлений трёх умных людей, появившийся в ходе обсуждения актуальных проблем, настоятельно требующих своего разрешения.
Может показаться удивительным, но все трое сходятся в своих взглядах между собой и со мной тоже. Они, как и я, убеждены, что:
1. Проблемы экологии, наркомании, отчуждения людей друг от друга, бессмысленности жизни и т. д. всё это проблемы, имеющие корнем банальное материалистическое сознание, а потому именно в изменении сознания и лежит решение этих проблем. Видимые и ощутимые проблемы вокруг это проявления тех ошибок, которые засели у нас в голове, то есть на нематериальном уровне. Мы пытаемся внешними средствами растущим потреблением, насилием и т. д. решить свои внутренние, чисто духовные проблемы, и не удивительно, что это нам не удаётся.................
2. Сейчас человечество переживает такой период, когда может оказаться уже поздно что-то менять и может статься, что мы доживаем свои последние даже не десятилетия, а считанные годы. Однако, даже если так, нам нужно менять своё сознание, что выразится должно в изменении взглядов, мнений, убеждений на себя, на мир вокруг нас, на наше место в этом мире.
3. Изменение (трансформация) нашего сознания должно произойти от материалистического (признающего первичными материю, время, пространство) к духовному (в котором сознание, разум играют первичную, решающую роль!). Должно состояться настоящее пробуждение к истине! Пусть этого не сделают все разом, но большинство просто обязано сделать это в самое ближайшее время, так как иначе может оказаться слишком поздно................
4. Мы должны стать более духовными, более одухотворёнными, и при этом критерием подлинной духовности являются экологичность и этичность. Любовь к людям и шире ко всему живому, и даже ещё шире ко всему существующему, а потому ненасилие, простота потребностей, готовность созидать, отдавать вот что должно прийти на смену эгоизму, себялюбию и потребифилису.
5. Во многом на пути к истинной духовности препятствием являются догмы традиционных массовых религий, упирающих больше на выполнение ритуалов, доверие догмам, отказ от разумного размышления и принятия на себя ответственности за свой образ жизни. Так что нужна новая религия, Религия Истины, вбирающая в себя всё то светлое, о чём учили великие учителя человечества в разные эпохи и в разных краях света. Необходимо преодолеть как догматическую религию, так и материалистическую науку.
6. Человеческая психика, сознание не есть какое-то отправление мозга, но есть нечто в высшей степени особенное и многозначительное, имеющее огромное влияние на всю Вселенную! То, что человек способен сознавать свою жизнь, познавать окружающий мир означает, что на человека возложена очень важная задача. В каждого из нас заложен огромный потенциал и такой же величины ответственность за его реализацию. Вселенная ждёт от нас этой реализации. Обычные же зависимости, в которые мы впадаем мясоедение, алкоголизм, наркомания, секс, мода, обыденность, гонка за материальным не дают и не могут дать нам истинного удовлетворения, так как мы предназначены не для потребительского существования, а для полноценной, продуктивной, плодотворной духовной жизни с особенными духовными, внутренними, глубокими достижениями. Истинная природа человека божественна вот с этим-то пониманием и следует жить!!!
7. Сейчас мы отчуждены как друг от друга, так и от самих себя: мы не знаем ни себя, ни других, а потому находимся в состоянии вражды и непонимания. Нормальным же, здоровым является то, что Толстой называет служением, а в тексте книги называется «недвусмысленным проявлением взаимной заботы». Нам, людям, живущим на одной планете, нужно быть едиными и жить, помогая друг другу, а не конкурировать, так как нам делить-то и нечего: наши главные ценности лежат в духовной плоскости, а там есть достаточное место для каждого!
8. Простыми и исполнимыми шагами по выправлению существующей катастрофической ситуации могли бы стать: а) вегетарианство (отказ от мяса, рыбы, яиц), б) опрощение (отказ от накопления вещей, от гонки за деньгами), в) любовь к людям, взаимовыручка (отказ от насилия), г) забота от природе (отказ от замусоривания, от вредных производств и товаров, производимых ими). Однако, в том-то и дело, что осуществить такие шаги в состоянии лишь тот, кто переменил ценности в своей голове, трансформировал сознание! А иначе зачем обычному человеку менять свой потребительско-паразитический образ жизни, если он как раз и считает ценным еду, секс, вещи, технику, власть и славу, подавление других и т. п.? Нужна осознанность, пробужденность, необходимо одуматься, опомниться только после этого последуют изменения в поведении, а вслед за этим решение глобальных проблем, грозящих не сегодня завтра разразиться чудовищными катастрофами..........................
И далее привожу заключительную статью к книге, написанную неким Иегуди Менухином (мне неизвестным), излагающим ясно и понятно многие правильные вещи.
Марсель из Казани,
29 янв. 2005 г.
marsexxхyandex.ru
Полный текст книги: С. Гроф. "Революция сознания" скачать (doc-файл, 305 КБ)
Эрвин Ласло любезно попросил меня внести в эту весьма поучительную книгу свои размышления. Приступив к работе, я обнаружил, что мысли уносят меня к дням детства. «Революция в сознании» представляет собой запись обсуждений, которые вели в Сосалито и Сан-Франциско Эрвин Ласло, Питер Рассел и Станислав Гроф. Помню, что Сосалито находился на другом конце маршрута парома, который отправлялся с Маркет-стрит в Сан-Франциско. По выходным очередь к нему тянулась на несколько миль, и возможности попасть на паром приходилось ждать часами. В те относительно невинные времена десятки тысяч жителей Сан-Франциско, взяв в дорогу пакеты с едой, отправлялись в путь, чтобы исследовать леса Мюир-Вудс и гору Тамалпейс. Забавный локомотив с вертикальными клапанами тянул за собой небольшой поезд с открытыми вагончиками. Когда дорога шла под уклон, поезд скользил по рельсам, ведомый лишь силой гравитации. Эти воспоминания, вместе с чтением книги «Революция в сознании», с особой силой всколыхнули во мне вопросы, которые мучают меня всю жизнь.
Я считаю, что мы по сути стали бессознательными. Изменить такое положение вещей не означает только лишь пуститься в путь с целью обретения новых измерений сознания. От нас фактически требуется отказ от возведенной нами вокруг себя брони эгоцентризма и возврат к почти бессознательному состоянию, в котором только и можно обнаружить встроенное в нас родство со Всем, частью которого мы являемся.
Если мы хотим предотвратить то, что многие из нас воспринимают как почти неотвратимое коллективное самоубийство, мы должны научиться позволить существующему во всех нас потенциалу проявлять себя. Рождаясь, мы вносим в свою жизнь память своего вида, генетическую структуру, универсальное осознавание бесконечности и способность слушать самих себя. Мы учимся использовать свои органы чувств, развивая способность ценить и творить искусство и музыку; мы развиваемся интеллектуально, приобретая знания и навыки, и живем, выражая себя в меру своих возможностей. И, несмотря на все это, мы не знаем, как выразить обитающее внутри нас чувство бесконечного. Мы стремимся превратить его в нечто невероятно ощутимое, вещественное и мощное, чтобы обрести всецелый контроль над собой и своим миром. По-видимому, дать выразиться этому чувству вечности, не исказив при этом своих стремлений, можно лишь через художественное и творческое выражение, через творение бесконечно прекрасных произведений, доказывающих, что творчество способно искупить плотские и неочищенные проявления жизни. Я бы сказал, что без искусства и без смирения наше чувство бесконечного обречено выражаться лишь в непрерывном стремлении к бесконечной власти, к обладанию, к доминированию, к полному контролю. Когда господствует эго, наша жажда власти практически неограниченна, и отдельного человека мы можем рассматривать лишь в качестве «винтика в машине». Но за пределами эго в каждом из нас есть самость с ее знанием тайны живых клеток, с верой в возможность мистического союза со Всем.
Пусть даже эта вера бессознательна, мы тоскуем по возврату к божественному опыту. Он требует определенных жертв, и акты самопожертвования с целью умилостивить богов были хорошо известны во многих «примитивных» обществах. Однако в нашем обществе Богом является Маммона деньги и коммерция. И жертва, которую мы ей приносим, глобальна. Например, национализм поощряет в людях убеждение, что их долг жертвовать собой и другими для защиты священных символов и принципов, что придает национализму сакральную значимость. Чаще всего в жертву приносятся женщины и дети это делается с той же устрашающей частотой, как в прошлом, хотя, возможно, в менее ритуалистической манере. В некоторых местах мусульманские дети верят, что высшей наградой является смерть, и сотни тысяч их, мобилизованные для роли замечательных, надежных убийц, идут (или ведомы) к своей гибели. Да, всем нам присущи божественный зов, послушание, идеалы, но все организовано для службы сознательному Дьяволу. Мы осознаем принцип универсального единства, но используем его в самых отвратительных, одержимых невежеством и узостью, самоубийственных целях.
Наша система правосудия, которая зиждется на наказании, а не на защите жертв и реабилитации и покаянии обидчиков, порочна в самой своей основе. В возмездии слишком мало шансов на перевоспитание или исправление. Законы, произвольным образом определяющие различные степени наказания, практически бесполезны как и армия адвокатов, крючкотворствующих вокруг не поддающихся расшифровке правовых текстов, и судей, не имеющих никакого морального права судить каждый случай в меру собственных достоинств и недостатков. Со времен Нюрнберга предпринимались попытки создания всемирного суда, но на самом деле спасать жизни и улучшать свои шансы на защиту мировых цивилизаций и культур мы можем лишь превентивной деятельностью.
Наши природные ресурсы смогут поддерживать жизнедеятельность населения лишь до определенного предела. Даже при более развитой демократии с представительством преследуемых, слабых, больных, необразованных и уязвимых мы бы не смогли помешать более сильным и безжалостным захватывать пищу, землю, воду и другие ресурсы. У нас имеются обширные гуманитарные ресурсы сострадание, вина, обязанность, этические кодексы и религии. Деньги представляют собой подлинно демократическую силу, поскольку доллар остается долларом, независимо от того, кому принадлежит рука, которая его держит, и, тем не менее, гнет денег так велик, что они способны покупать целые народы. Поэтому критически важно создание свободных от денег зон для поощрения активных и независимых взаимоотношений.
Есть большое сходство в методах убеждения, к которым прибегают реклама, политическая пропаганда и религия. Их поведение стало идентичным манипулятивным и вводящим в заблуждение, [Не зря сказано "И познаете истину, и истина освободит вас". Поработить человека возможно лишь ложью, лишь скрыванием и искажением истины. А обрети мы истину, мы бы стали свободными, разумными, осознанными, нравственными, ведь в этом наша истинная сущность, наша подлинная природа! (29.05.2005)] чаще всего оно сводится к невыполнимым обещаниям. К примеру, и Китай, и США стремятся к накоплению мощи, необходимой для эксплуатации и контроля природных и человеческих ресурсов. Под давлением безжалостных обстоятельств такая ситуация может обернуться войной. Когда наши самые негативные наклонности получают теоретическое оправдание или благословляются некими идеалами, и когда нам не остается ничего иного, кроме как следовать им, мы оказываемся наедине со своей совестью.
Как вопреки, так и благодаря колоссальным достижениям медицины, психологии, сельского хозяйства, питания, технологии, средств коммуникации и индустрии досуга, люди сведены до положения «электрических батареек». В результате мы можем стать легкими жертвами катаклизма, масштабы которого будут напоминать эпидемии прошлого. Катастрофу могут вызвать самые разные причины. По сути, она уже началась: банкротство, безработица, заболевания, голод, социальный хаос все это существует на сегодняшний день и в США, и в менее обеспеченных странах. Если мы хотим выжить на индивидуальном и глобальном уровне, нам на самом деле необходима новая система ценностей.
Вопрос в том, способны ли мы извлечь все необходимые уроки и избрать наиболее гуманный путь, не породив при этом таких негативных последствий, как радиация, мстительность, разрушения или психологический ущерб? Перефразируя знаменитое высказывание Вудро Вильсона, можем ли мы сделать мир «безопасным для доброты», а не только «для демократии»? Хорошие ценности это те, которые воздействуют позитивно на самое большое число людей, поощрение, понимание, терпение, спокойное мужество это ценности, заслуживающие доверия и мало подверженные коррозии и износу. Артисты, мечтатели и изобретатели играют ключевую роль в борьбе с предрассудками и насилием, особенно прививая идеи и ценности детям. К примеру, мой проект MUSE, несущий музыку и искусство в европейские школы, продемонстрировал, как такое новшество может помочь изменить сознание.
Понятия, которые людям особенно трудно усвоить, это умеренность, чувство пропорции и понимание своих ограничений. Трудность состоит в расширении времени и пространства, необходимом для того, чтобы перейти от охоты на жертву к защите жертвы, от пребывания здесь и сейчас к более широким измерениям, где сострадание преграждает путь жадности. Можем ли мы создать такую систему, которая поможет нам быть добрыми и смелыми, снисходительными и решительными, доверчивыми, но реалистами, мудрыми и щедрыми, а не неуёмными и эгоистичными? Можем ли мы позволить творческим, артистическим, эстетическим принципам руководить нашими ежедневными поступками и поведением? Можем ли мы прекратить пичкать своих детей предрассудками и страхом? Можем ли мы устранить насилие и жестокость из наших фильмов, книг, мыслей и стремлений, или же это наш способ готовиться к надвигающимся катастрофам?
Я верю в единство «внутреннего» и «внешнего». Как сказал великий немецкий философ Костантин Бруннер, все является степенью сознания. Из науки мы знаем, что радиация может распространяться в течение световых лет; возможно ли, что мы, как вибрирующий нейтрон, пронизываемся «сознанием»? Может быть, именно так мы можем добиться революции в сознании порождая и поощряя новые установки и убеждения, постепенно просачивающиеся в наши мысли, в наши действия и в наши институты, медицинские, психологические, философские, научные, коммерческие, банковские, религиозные, художественные. Мы должны проживать свою жизнь, полностью осознавая других людей, животных, потенциал нашего собственного ума, красоту искусства и радость истинного общения, в котором равное значение имеет время и место сообщения, тот, от кого оно исходит, и тот, кто его получает. Именно так распространяется творение в разные ситуации и обстоятельства. Одним из результатов этого процесса является обесценивание идеи оригинальности: мы видим, как определенные идеи и изобретения возникают одновременно в удаленных друг от друга местах. Меня поражает то, как часто «подобное притягивает подобное», как хорошее (или плохое) накапливается, достигая совместного коллективного эффекта. Особенно радует, когда позитивный и благотворный взгляд на вещи начинает проникать в другие установки или просто распространяется на все сообщество. Бывают и противоположные примеры, например, когда мы оказываемся узниками собственной фракции, группы людей с узким, фундаменталистским кругозором, когда наш досуг узурпируется на основе разных деструктивных уловок, когда наши сны становятся кошмарами, лишенными внутреннего равновесия и покоя. Легко можно счесть террориста высоко мотивированным, экстатичным, бескорыстным мучеником, но если им руководит жажда мести, то он ничего не может дать ни себе, ни человечеству.
К счастью, мы идем к великим объединяющим принципам. Я верю в универсальную религию простых истин, соответствующую нашему времени. Главное направление научного исследования и его практических приложений сдвинулось от осязаемого к неосязаемому, от механического к электрическому, от силы угля к силе, заключенной в атоме. В медицине наше понимание охватывает сейчас разум и мозг; мы отчетливо осознаем прогресс от тела к разуму, а теперь и к живой клетке, к ее химии и электронике. Возникает некий общий смысл и цель жизни по мере того, как мы открываем его неизбежное возникновение в идеальных условиях. Мы начинаем понимать упорную волю жизни к существованию и в конечном счете к переживанию божественного через рост сознания, коммуникации и признания хода жизни и смерти, непрекращающейся последовательности и непрерывности жизней и смертей.
Мне необходимо быть окруженным любовью и доверием, и я должен уметь помогать и наставлять в той же мере, в какой нуждаюсь в том, чтобы помогали мне и наставляли меня. Возможности учиться, оказывать помощь, приносить пользу бесконечны. [Служение!!! Только в служении чему-то, что выше нас, что породило нас, тому, чего частицами мы явлемся, наша жизнь имеет смысл!!! (29.05.2005)] Мы должны почитать эту священную часть жизни, которую составляют мечты, размышления, медитация, постижение, молитва все эти способы использования свободного времени, которые усмиряют эго и расширяют сознание. В том, что касается понимания другого человека и заботы о нем, эго тоже ограничено. Нужен более высокий уровень. Цель жизни учиться, давать, получать удовлетворение, быть довольным, знать, делиться, находить удовлетворение в любви и благодарности других, в собственном понимании, в собственном здоровье, в способности творить и пребывать в атмосфере потребности друг в друге. Доверие, дружба, изобилие, несдержанность и радость столь же необходимы для цивилизованного существования, как и юмор.
Способны ли мы начать двигаться вперед по-новому, в соответствии со «вспомогательной технологией», ради себя самих и, особенно, ради «третьего мира», как предлагает Э.Ф. Шумахер в своем прозрении «маленькое прекрасно»? [Дополнительную информацию об идеях Э. Шумахера я предполагаю разместить в скором будущем. Следите за обновлениями сайта! (29.01.2005)] Направление, которое мы должны избрать, очевидно; средства, понимание, даже руки, умы и сердца все это уже есть. Чего же недостает? Нам надо отказаться от летаргии и дурной привычки, от менталитета козла отпущения, от предрассудков. Нам нужна определенная доля выдержки, а также добрая порция вдохновения. А еще нам надо как можно быстрее признать, какое глубокое удовлетворение мы испытываем, когда видим счастливых детей, когда по всему миру у нас есть друзья, которые нам доверяют, когда мы справляемся со своими страхами, когда нас захватывает радость творческого существования, когда мы узнаём новое, и какое воодушевление мы можем пережить, видя, сколь многого мы способны достичь для самих себя, благодаря самим себе, для других и для общего блага. Иегуди Менухин
(выдающийся американский скрипач. Прим. пер.)
(Заметки в [cкобках] и акцентирования маркером и подчёркиванием мои. Марсель из Казани)
Полный текст книги: С. Гроф. "Революция сознания" скачать (doc-файл, 305 КБ)
Подписывайтесь и к вам будут приходить добрые мысли!
|