• По реальным ценам mm 100-12 предлагаем всем желающим.

Бизнес
для Гениев
из России

Business 4 Geniuses FROM RUssia

www.b4g.fromru.com <=> www.marsexx.ru

Причина бедственности положения рабочих есть рабство. Причина рабства — узаконения. Узаконения же основаны на организованно насилии. И потому улучшение положения людей возможно только при уничтожении организованного насилия — организованное насилие есть правительство. (Лев Толстой)
Предприниматель
делай бизнес по-умному!
Работник
бросай работу!
Студент
бросай учёбу!
Безработный
не ищи работу!
Философ
хватит думать!
Главная
"Бизнес. Пособие для гениев"
Из книг
Обо мне
Links
E-mail

Рабство нашего времени.

Афористично о самом важном.*

Полный текст: Л.Н. Толстой "Рабство нашего времени" (html-файл) или Л.Н. Толстой "Рабство нашего времени"(zip-архив, 46,1 Кб)

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление.
I. Работа грузчиков 37 часов сряду.
II. Равнодушие общества перед погибелью людей.
III. Оправдание существующего положения наукою.
IV. Экономическая наука утверждает, что сельские рабочие все должны пройти через фабричную деятельность.
V. Почему ученые-экономисты утверждают неправду.
VI. Несостоятельность социалистического идеала.
VII. Культура или свобода?
VIII. Среди нас существует рабство.
IX. Причины рабства.
X. Узаконения о податях, земле и собственности и их оправдание.
XI. Узаконения — причины рабства.
XII. В чем сущность узаконений? В организованном насилии.
XIII. Что такое правительство? И возможно ли существование без правительства?
XIV. Как уничтожить правительства?
XV. Что должен делать каждый человек?

Бедственность положения фабричного и вообще городского рабочего не в том, что он долго работает и мало получает, а в том, что он лишен естественных условий жизни среди природы, лишен свободы и принужден к подневольному, чужому и однообразному труду.

Все мудрецы и поэты мира всегда только в условиях земледельческого труда видели осуществление идеала человеческого счастья.

Разделение труда невыгодно людям, потому что оно, производя ничтожные предметы, губит самый драгоценный предмет — жизнь человеческую. И потому такое разделение труда, как то, которое существует теперь, может существовать только при принуждении.

Всё можно изменить по учениям этой [экономической] науки, но только не то, что они называют культурой. А между тем становится все более и более очевидным, что эта культура может существовать только благодаря принуждению рабочих к работе.

Прекрасно электрическое освещение, телефоны, выставки и все сады Аркадии с своими концертами и представлениями, и все сигары и спичечницы, и подтяжки, и моторы; но пропади они пропадом, и не только они, но и железные дороги и все фабричные ситцы и сукна в мире, если для их производства нужно, чтобы 99/100 людей были в рабстве и тысячами погибали на работах, нужных для производства этих предметов.

Если только люди поймут, что нельзя пользоваться для своих удовольствий жизнью своих братьев, они сумеют применить все успехи техники так, чтобы не губить жизней своих братьев, сумеют устроить жизнь так, чтобы воспользоваться всеми теми выработанными орудиями власти над природой, которыми можно пользоваться, не удерживая в рабстве своих братьев.

Все люди нашего времени разделяются на рабов и господ — так же определенно, как, несмотря на сумерки, разделяются сутки на день и ночь. Если у рабовладельца нашего времени нет раба Ивана, которого он может послать в отхожую яму чистить свои испражнения, то есть 3 рубля, которые так нужны сотням Иванов, что рабовладелец нашего времени может выбрать любого из сотни Иванов и облагодетельствовать его тем, что предпочтительно перед другими позволит ему лезть в яму.

Рабы в наше время — не только все те фабричные и заводские рабочие, которые, чтобы существовать, должны продаваться в полную власть хозяев фабрик и заводов, — рабы и все почти землевладельцы, работающие не покладая рук на чужих полях чужой хлеб, убирая его в чужие гумна, или обрабатывающие свои поля только затем, чтобы уплачивать проценты за непогасимые долги банкирам, — такие же рабы и все бесчисленные лакеи, повара, горничные, проститутки, дворники, кучера, банщики, гарсоны и т.п., которые всю свою жизнь исполняют самые несвойственные человеческому существу и противные им самим обязанности. Рабство существует в полной силе.

Удерживают их [рабочих] на фабриках соблазны более роскошных привычек, которые они усвоили и которым они могут удовлетворить, только продав свой труд и свою свободу.

Причина бедственности положения рабочих есть рабство. Причина рабства - узаконения. Узаконения же основаны на организованно насилии. И потому улучшение положения людей возможно только при уничтожении организованного насилия. Но организованное насилие есть правительство.

[Государство] вредно и опасно потому, что при этом устройстве все то зло, которое существует в обществе, не только не уменьшается и не исправляется, а только усиливается и утверждается. Усиливается и утверждается оно потому, что оно или оправдывается и облекается в привлекательные формы, или скрывается.

Мы так извращены долгим рабством, что не можем себе представить управления без насилия. Но это неправда. Русские общины, переселяясь в отдаленные края, где наше правительство не вмешивается в их жизнь, устраивают сами свои сборы, свое управление, свой суд, свою полицию и всегда благоденствуют до тех пор, пока правительственное насилие не вмешивается в их управление.

Во власть пролезают всегда менее совестливые, чем другие, и менее нравственные.

Средство освобождения от рабства, если оно только существует, должно состоять не в установлении нового насилия, а в уничтожении того, что производит возможность правительственного насилия.

Теперь, когда народ покорен не прямым насилием, а обманом, для уничтожения насилия нужно только обличение того обмана, который дает возможность малому числу людей совершать насилие над большим числом.

Государство такое же разбойническое учреждение, но еще более безнравственно и жестоко.

Людям пора понять, что правительства суть не только ненужные, но и зловредны и в высшей степени безнравственные учреждения, в которых честный и уважающий себя человек не может и не должен участвовать и выгодами которых не может и не должен пользоваться.

Люди же рабочие тоже так развращены своим продолжительным рабством, что большинству из них кажется, что если их положение дурно, то виноваты в этом хозяева, слишком мало платящие им и владеющие орудиями производства; им и в голову не приходит то, что дурное положение их зависит только от них самих и что если они точно хотят улучшения своего и своих братьев положения, а не каждый только своей выгоды, то главное, что им надо делать, это — самим перестать делать дурное. А дурное, что они делают, состоит в том, что, желая улучшить свое материальное положение теми самыми средствами, которыми они сами приведены в рабство, рабочие, ради возможности удовлетворения тех привычек, которые они усвоили, жертвуя своим человеческим достоинством и свободой, поступают в унизительные, безнравственные должности или работают ненужные и вредные предметы; главное же — в том, что поддерживают правительства, участвуют в них податями и непосредственной службой и тем порабощают самих себя.

То, что требуется для избавления людей от их бедствий, нужно и для удовлетворения нравственного чувства каждого отдельного человека. И потому для каждого отдельного человека не может быть уже никакого сомнения в том, что и для блага общего, и для исполнения закона своей жизни он должен не участвовать в насилии, не оправдывать его и не пользоваться им.

Лев Толстой

* (подборка афоризмов и акцентирование шрифтом мои . — МиК)
copyright
© 2003-2004 by Marsexx
marsexxхfromru.com