Рубинштейн С.Л. Роль силлогизма http://ww.marsexx.ru
? Купить диплом в Кисловодске на сайте настоящий бланк Гознак - Originals Diploms Но редко кто осознает тот факт, что уже в следующем году стоимость обучения может вырасти, причем значительно. Тогда даже планирование бюджета станет уже неактуальным, и студент попадет в сложную ситуацию – бросать учебу жаль, а платить дальше попросту нечем. Совместить же постоянную работу или случайные заработки с учебой может оказаться непосильным для человека.

OCR: Марсель из Казани, / «Как примирить делание денег со спасением души».

Ещё труды С.Л. Рубинштейна: /bib.html#rubinstein

 

Сергей Леонидович Рубинштейн

Роль силлогизма (силлогистических умозаключений) и анализа (синтеза, обобщения и абстракции) предметных отношений в мыслительном процессе. О замысле и силлогизме1

1. 1. Роль силлогизма в реальном процессе мышления выступает главным об­разом при решении задач через замысел. Что функционирует в качестве замысла? Включает ли он теорему (буду доказывать или решать задачу, опираясь на та­кую-то теорему, актуализованную в самом начале) или схему действий (проведу такие-то линии с тем, чтобы соединить элементы условий и требования, вопрос задачи в одной фигуре)? Самый замысел на уровне и не на уровне теоремы.

2. Решение задач через составление и реализацию замысла. Сначала составле­ние замысла, потом его применение; это не общий случай, а один из возмож­ных. Даже когда реализуется именно этот вариант, замысел лишь в предельных случаях (в порядке исключения) сразу выступает готовым. Обычно вначале за­мысел это очень неопределенная схема (действий), которая определяется лишь в процессе его применения, точнее, его соотнесения с условиями задачи.

3. Силлогизм вступает в строй, когда и поскольку встает вопрос об истинно­сти, доказательстве положений и гипотез, возникающих в результате исследова­ния (анализа) конкретных предметных отношений, в решении вопроса о том, что истинно, а не того, что истинно (надстроечный план рефлексии). Сначала просто исследуют и устанавливают, как оно есть на самом деле, что имеет место в действительности; затем встает вопрос об истинности, о доказанности, о необхо-

' Эти краткие заметки написаны в 1959 г. в связи с экспериментальной работой А. В. Брушлинского, проводившейся в 1958-1959 гг. в секторе психологии Института философии АН СССР под руковод­ством С. Л. Рубинштейна. Основные результаты этой работы обобщены в докладе на I съезде Обще­ства психологов (См.: Брушлинский А. В. Роль анализа предметных отношений и силлогизма в про­цессе мышления: Тез. докл. на I съезде Общества психологов. Вып. 3. — М., 1959. — С. 59-61; см. также его канд. дис. «Исследование направленности мыслительного процесса». М., 1964: — С. 168-181).


димости, и тогда некоторые из утверждений (установленных положений) высту­пают в качестве гипотез и т. п. В этом надстроечном плане и выступает силлогизм. Здесь он служит для доказательства, для подтверждения, обоснования уже най­денного решения (средство проверки и аргумент в пользу уже имеющегося реше­ния). Силлогизм как соотнесение результатов мышления, не как реальная схема самого процесса, в котором добываются решение и данные для него (надстроеч­ный план логической аргументации). Положения, полученные, добытые в пер­вичном предметном плане, в этом втором надстроечном плане выступают как "посылки" малые и большие.

II. Силлогизм как звено мыслительного процесса.

Подготовили К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Славская